Другие новости по теме:
{related-news}
24 декабря на проспекте Академика Сахарова прошел очередной митинг, участники которого требовали честных выборов. На акцию собралось несколько десятков тысяч человек - в несколько раз больше, чем по всей остальной России. Однако этот митинг имеет все шансы оказаться последним в смысле единства его участников. Для этого сами организаторы приложили массу усилий.
В самой акции, по данным ГУ МВД по Москве, приняли участие 29 тысяч человек на пике акции. Организаторы заявляют о 120 тысячах участников. В РИА Новости перед митингом посчитали, что площадь большее 55 тысяч человек вместить не может.
По большому счету, спор вокруг численности участников акции это единственное, что занимает даже ее организаторов. Журналист Олег Кашин накануне митинга в своем блоге написал, что важна именно численность, а идеологическая составляющая митинга особой роли не играет. Дескать, хотите освистать Шендеровича, освистывайте.
К Кашину, в общем-то, прислушались. Освистывали выступавших часто и со вкусом. Досталось и вышеупомянутому Виктор Шендеровичу, и телеведущему Владимиру Познеру (не ему лично впрочем - транслировалось видеообращение), и младосолидаристу Илье Яшину, и Григорию Явлинскому. Больше и дольше всех освистывали Бориса Немцова и Ксению Собчак. Мария Гайдар, присутствовавшая на митинге, заявила, что свист во время выступления Немцова - это знак его поддержки. А Ксения Собчак сказала, что ее произошедшее не смущает.
Ближе к концу митинга дело вообще едва не закончилось серьезным столкновением. Националисты, стоявшие отдельной группой, начали активно выражать недовольство тем, что их представителям не дают слова. Перед этим, правда, выступил Владлен Кралин (он же Владимир Тор), который сообщил собравшимся, что первые масштабные акции собрали как раз националисты, напомнив о произошедшем на Манежной площади 11 декабря 2010 года. Там, правда, буйствовали в основном футбольные фанаты - но о об этом Тор предпочел не вспоминать.
Зато лозунг "Россия для русских!" не понравился ведущему митинга - Владимир Рыжкову, который в пику националистам призвал скандировать "Россия для всех!" и дал слово одному из лидеров "антифа" Алексею Гаскарову. Не самое разумное решение — ведь после этого, собственно, националисты и попытались устроить бузу, своевременно пресеченную полицейскими.
Вообще, в ходе митинга было много сделано не для объединения, а для разъединения его участников. Про националистов уже было сказано выше. Но проблемы возникли и коммунистов, которых некоторые участники митинга еще на входе опознавали по красным флагами и встречали вопросами "А вы чего сюда пришли?"
К слову сказать, организаторы беззастенчиво воспользовались "креативом" Эдуарда Лимонова - лозунгом "Путин, уходи!" Сам Лимонов на митинг не явился, обидевшись на всех и вся. Оргкомитет, впрочем, особо по этому поводу и не переживал.
Еще один нюанс - отсутствие на московском митинге некоторых из тех, кто так активно призывал принять в нем участие. Олег Тиньков уехал в США, Татьяна Лазарева и Михаил Шац отправились вести корпоратив в одну из екатеринбургских компаний. Леонид Парфенов ограничился видеобращением к участникам митинга.
Однако их отсутствие - это не главная проблема. Политологи отмечают, что дальше организаторы подобных акций столкнутся с большими трудностями.
"У каждого участника условной Болотной площади - будет называть ее так по месту первой акции - есть свое представление о том, как настроена Болотная площадь", - отметил политолог Константин Симонов.
"И все это напоминает известную притчу о слепцах, которые ощупывали слона и говорили, как он выглядит. То есть я думаю, что либералы-западники уверены, что это 50 тысяч сторонников западной демократии. Националисты уверены что это 50 тысяч сторонников ультраправого курса. Там совершенно разные знамена - и националисты, и сторонники чуть ли не самодержавия и за Русь Великую, и за коммунизм, и за либеральную демократию", - отметил он.
"То есть это очень разношерстная публика. Пока они сплочены общим недовольством, но рано или поздно перед Болотной площадью станет вопрос — кроме того, что она не хочет, надо понять, чего она хочет помимо выборов. И вот когда придется определиться с политическим курсом, тут, безусловно, среди участников этих акций наступит некое отрезвление и появятся серьезные проблемы", - сказал Константин Симонов.