«Бездействие - тоже действие. Я - это не только то, что я делаю, но и то, чего я не делаю. Отказ действовать зачастую равносилен немотивированному поступку, основная цель которого - доказать, что я свободен» - Джон Роберт Фаулз
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Протечка в 90-е


Протечка в 90-е
(5.09.2011)
Другие новости по теме:
{related-news}
Мэр Сергиева Посада убит, его конкуренты в СИЗО, а передел городского коммунального хозяйства пошел с новой силой. Убийство снова становится аргументом в муниципальных войнах.

В деле о недавнем убийстве мэра Сергиева Посада Евгения Душко не найдены ни исполнители, ни заказчики. Следствие, кажется, спешить не намерено. Зато с новой силой раскрутилось и главное дело мэра — передел местного ЖКХ, которое Душко намеревался полностью подчинить своему контролю. Так, спустя неделю после убийства Душко по экономической статье — за присвоение выделенных на ремонт жилого дома денег — «закрыты» в СИЗО крупнейшие частные коммунальщики района, владельцы «Посад-Энерго» Сергей Салмин и Артур Егиазарян. Еще при жизни Душко вступил с ними в острый публичный конфликт, но побороть так и не смог. Теперь они под арестом, нет и Душко. А в городе появилась новая управляющая компания «Посад-Энэрго». Через «э».

«Давить» мэров уголовными статьями — уже некуда. Гигантская численность муниципальных чиновников, находящихся под следствием, портит образ эффективной вертикали власти. Говорят, власть ищет новые методы воздействия на мэров. Но методы пока не найдены. Глава Серпуховского района Подмосковья Александр Шестун, сам побывавший под следствием, считает, что в моду снова войдут «решения 90-х».

Убийство Евгения Душко, кажется, знаменует эту тенденцию. Начало было положено ранее — только в одном Сергиево-Посадском районе за последние два года убили трех крупных чиновников.

Руководство Московской области, ослабленное экономически (долг 144 млрд рублей) и политически (губернатору Громову прочат отставку сразу по завершении выборных кампаний 2011—2012 годов), уже не способно удерживать обстановку на местах. Впрочем, внутри разношерстной региональной элиты борьба за контроль над ресурсами области только обостряется. А основные «стратегические» ресурсы Подмосковья — это земля и ЖКХ. И одно из самых больших, не поделенных до сих пор «месторождений» — и есть Сергиево-Посадский район.

«Подмосковная Чечня»

Так областные чиновники частенько называли между собой Сергиево-Посадский район. С начала нулевых область добивается контроля над этой немалой частью Подмосковья, пытаясь «усадить» в руководство муниципалитета своих людей. Но всё как-то безуспешно. В 2003 году местная бизнес-элита выдвигает в главы района Анатолия Упырева («колбасного короля»), который с огромным перевесом побеждает на выборах «областного кандидата» Василия Гончарова. Разъяренные областные верхи добиваются отмены через суд результатов голосования. Но на перевыборах 2004 года снова побеждает Упырев. И опять суд отменяет результаты. Стать главой района Упыреву удается только с третьей попытки. А область, как поняли местные, решила брать измором. И действительно, инвестиции и субсидии начинают обходить стороной этот подмосковный район. Упырев быстро теряет популярность и ближайших соратников и бесславно уходит в 2009 году. Сопротивление сломлено. Впрочем, центр силы к тому времени перемещается* от районного муниципалитета к городскому. И основная борьба разворачивается уже за место главы Сергиева Посада.

Бывший соратник и пиар-советник Упырева Евгений Анатольевич Душко ведет предвыборную кампанию Николая Маслова, кандидата, предложенного руководством области (бывшего зампреда Госстроя). Ставка делается на «православный нрав» Николая Васильевича. Молодой и, как признают многие, очень талантливый политтехнолог Душко обеспечивает «православному кандидату» убедительную победу в «духовной столице» России. Параллельно Евгений Душко руководит выборной кампанией местной «Единой России» в горсовет, проводит туда 22 кандидата (всего в горсовете 25 мест) и сам же избирается председателем. А уже спустя год верные Душко депутаты с шумом отстраняют Маслова от должности. Подконтрольные председателю СМИ тогда опубликовали неосторожные признания Николая Васильевича о его «духовной связи с Сергием Радонежским», наличии квартиры в центре Москвы и автомобиля «Майбах». А сам Душко и вовсе заявил, будто Маслов ездил в служебную командировку в Италию — чтобы прикоснуться к мощам Николая Чудотворца. По слухам, отставки Маслова по своим каналам добивались и влиятельные служители Лавры, возмущенные нескромными высказываниями мэра…

Слив Маслова, Душко через ручной горсовет проворачивает реформу городского устава. Отныне мэра выбирают не жители, а депутаты, появляется должность сити-менеджера. Вообще-то изменения должны были вступить в силу после истечения срока полномочий горсовета (или его досрочного роспуска) и новых выборов. Но горсовет никуда не делся, более того — тем же составом избрал Евгения Душко мэром города. Как рассказывают наблюдатели, к «местной возне» областные начальники отнеслись без интереса, но на должность сити-менеджера настоятельно рекомендовали присланного сверху Игоря Ермохина. Однако горсовет выбрал Юрия Калмыкова, близкого товарища Душко. А сам Евгений Анатольевич, отмечают местные, прекратил все контакты с окружением губернатора.

С кем воевал

За пять месяцев в должности градоначальника Евгений Душко испортил отношения со многими. В том числе с бизнесом, поддержавшим его в борьбе с Масловым.

Жалобы на Душко начались уже с первых дней. Говорили, что с коммерсантов новый мэр требовал — в виде пожертвований на развитие города — по 300 тысяч рублей. А с предпринимателями покрупнее решал вопросы в индивидуальном порядке. Например, от структур авторитетного в Подмосковье бизнесмена Виктора Круликовского потребовал в казну половину одного из торговых центров**. Тихо роптали на мэра и в районном муниципалитете. Якобы Душко не давал строить на земле, распределением которой самостоятельно занимается район, и требовал своей доли.

В итоге уже на третий месяц правления Душко предприниматели собрали пресс-конференцию и обвинили мэра в жестком прессовании бизнеса. Озвучивали коррупционные схемы и суммы запрашиваемых откатов… Позже по местному телевидению ответ держал уже Душко, назвав оппонентов «подонками и мразями» и заявив об их желании «захватить власть в городе».

Однако самый громкий бизнес-конфликт случился у Душко с компаниями ЖКХ, подконтрольными 38-летнему предпринимателю Артуру Егиазаряну (в частности, «Посад-Энерго»).

Впрочем, еще год назад Душко и Егиазарян — будучи тогда в приятельских отношениях — решают объединить усилия в борьбе с Николаем Масловым. Представители Маслова к тому времени присматривались к коммунальному рынку города и, видимо, намеревались всерьез подвинуть частные компании, создав муниципального монополиста ЖКХ. А самую крупную долю рынка и занимал «Посад-Энерго» Егиазаряна. Тогда-то председатель горсовета Душко и предложил Егиазаряну выкупить за 1,5 миллиона рублей половину акций в принадлежавшей ему газете «Ярмарка», чтобы вместе «мочить» тогдашнего мэра. (Редакция имеет копию расписки Евгения Душко за полученные деньги.) Впрочем, по словам нашего источника из окружения бизнесмена, акции так и не были переданы новому владельцу. «Более того, — жалуется источник, — после отставки Маслова Евгений Душко начал войну уже против нас».

— Никакая это была не война, а наведение порядка, — прокомментировал мне обвинения «Посад-Энерго» ближайший соратник убитого мэра, депутат Павел Саламатин. — Женя действовал жестко, но только потому, что эти обнаглели уже совсем.

Хотя, если опросить видных коммерсантов города, новый мэр повел себя жестко со всеми сразу. И главным образом с частниками от ЖКХ, по сути, продолжив дело своего предшественника. Решением горсовета была создана муниципальная управляющая компания МУП «МГУК». В публичных выступлениях Евгений Душко пояснял, что частные компании ЖКХ обманывают население, подворовывая с платежей. Была озвучена даже сумма якобы утаенных сборов — 300 миллионов рублей. Избавить город от нечестных коммерсантов, по планам Душко, и должна была муниципальная компания ЖКХ. С мая 2011 года МУП «МГУК» пытается выбить из-под управления «Посад-Энерго» обслуживаемый им жилой фонд. В своих почтовых ящиках жильцы домов находили анонимные листовки с предложением отказаться от услуг «Посад-Энерго» и «перейти» в МУП «МГУК». Но основной бой начался в СМИ — скажем, бывший деловой партнер Душко Егиазарян теперь становится «понаехавшим с юга бизнесменом». А в некоторых материалах рассказывается, как присвоенные платежи горожан Артур отправляет в помощь брату Ашоту*** (депутат Госдумы, объявленный в международный розыск по уголовному делу о махинациях вокруг гостиницы «Москва»).

В атаку пошли и структуры Егиазаряна, запустив в городе собственную боевую газету — «Наш дом». Директором по корпоративной безопасности «Посад-Энерго» стал Андрей Яковлев, отставной майор Управления «Э» МВД РФ. Яковлев навел справки о Душко и выяснил, что десять лет назад тот, будучи политтехнологом, работал на выборах президента Якутии и якобы проходил по уголовному делу — за «разжигание межнациональной ненависти». (По сведениям яковлевских источников, Душко вроде бы выпустил листовки, в которых «играл на притеснении русскими национальных чувств якутов».) За две недели до гибели Душко Яковлев написал запрос в СК РФ по Якутии об основаниях возбуждения и прекращения дела (копия имеется в редакции).

Новость об «уголовном прошлом» мэра распространилась в Посаде за считаные дни. Как рассказал мне депутат горсовета от партии «Яблоко» Сергей Крыжов, против мэра начала формироваться «фронда из крупных предпринимателей и подвинутых им чиновников». Поползли слухи, будто Артур Егиазарян и Виктор Круликовский объединяют усилия, чтобы скинуть Душко с должности или в противовес ему протолкнуть в сити-менеджеры своего человека. В качестве кандидата от группы «несогласных бизнесменов» все чаще упоминается Андрей Сахнов. За голос в его пользу депутатам горсовета якобы даже предлагали от 1 миллиона до 1,5 миллиона рублей.

Павел Саламатин говорит, что в последние недели жизни Душко чувствовал, как против него зреет заговор. «Он понял, что разрыл слишком много и в одиночку долго не устоит. Он искренне хотел, чтобы в городе наконец воцарился порядок, — говорил мне Саламатин. — Но сил не хватало». В такой ситуации Душко идет на стремительное сближение с бывшими оппонентами. За пару недель до гибели он успевает утрясти разногласия со структурами Круликовского. А за четыре дня при посредничестве первого мэра города Сергея Персианова выходит на контакт уже с Егиазаряном.

Однако встретиться они не успели. Утром 22 августа киллер убивает Евгения Душко у ворот его дома.

Кто победил


В первые дни Артур Егиазарян как мог отбивался от обвинений в причастности к убийству. В его огромном кабинете с пальмами толпились на шикарных расписных коврах журналисты. А Егиазарян рисовал им маркером на доске схемы прозрачного бизнеса «Посад-Энерго» и схемы того, как Душко собирался подмять его бизнес под себя. «У нас с Женей был острый, но публичный конфликт. Мы же не идиоты, чтобы в такой ситуации его заказывать! — возмущался Егиазарян. — Тем более он так и не смог помешать нашему бизнесу. Да если бы мы только могли знать о готовящемся покушении, сами бы поставили ему охрану!»

А 26 августа, по словам одного из руководителей «Посад-Энерго», Егиазарян и Салмин были вызваны к министру ЖКХ Подмосковья Александру Соловьеву, который якобы пообещал предпринимателям поддержку. Впрочем, спустя три дня начальник ГУВД области Николай Головкин сообщил прессе, что убийство Душко «будет раскрыто в ближайшее время». А уже на следующее утро в квартиры Егиазаряна и Салмина нагрянула полиция. Правда, обвинили коммерсантов всего лишь в хищении 33 миллионов рублей, которые два года назад мэрия выделяла на ремонт одного из жилых домов. По решению суда обоих определили на два месяца в СИЗО. (Следователи отмечают, что для выполнения работ коммерсанты заключали договоры со сторонними фирмами, как выяснилось, однодневками. И тем самым ушли от налогообложения. К самому же ремонту вопросов нет.)

Крупнейшая коммунальная компания оказалась обезглавленной. А в городе тем временем возникла фирма с созвучным названием «Посад-Энэрго». В данных о директоре компании значится Борис Питерцев, имя которого связывают с руководством района. Надо отметить: еще до того, как битву за ЖКХ затеял Душко, районная власть и ее нынешний глава Владимир Коротков уже имели большие планы на коммунальный рынок Сергиева Посада. (Коротков считается проводником интересов ближайшего окружения Громова и в разговорах между предпринимателями часто упоминается как «наместник».) Решением Короткова в июне 2010 года была создана районная муниципальная компания МУП «СПМР», которая обещала жителям города качественные услуги. Но жители под крыло очередного МУПа переходили вяло. Действовать активно районная компания стала, как ни странно, уже при Душко. Более того, в городе даже заговорили об объединении усилий Короткова и Душко в борьбе с частниками. Например, Коротков вместе с «правой рукой» мэра Юрием Калмыковым участвовали в митинге жителей микрорайона Углич, недовольных долгим отсутствием горячей воды. Оба чиновника объясняли людям, что виноваты в том «безответственные частные компании»…

— Мы очень опасаемся рейдерского захвата, — заявил на днях журналистам представитель «Посад-Энерго» Владимир Прокопенко. — Наши топ-менеджеры под арестом, милиция изъяла огромное количество документации, и появился этот клон через «э».

О перспективе захвата компании говорит и соратник Душко Сергей Крыжов. Еще один депутат горсовета, попросивший не называть его имени, сообщил, что районные боссы не получили бы даже часть «Посад-Энерго» при живом Душко. «Они ненавидели Женю за своенравность. Он бы им пообещал долю, а потом бы кинул», — заключил депутат.

В прошлый четверг временным куратором городского ЖКХ стал заместитель Короткова — Сергей Харитонов. «Командировать» его в мэрию на время попросил избранный депутатами новый мэр и лучший друг Душко Виктор Хейсин. Узнав о таком, один из депутатов горсовета заявил Хейсину: «Да вы троянский конь!»

* Заработавший в 2006 году 131-й закон «О местном самоуправлении» разграничивает власть на местах. Города получают почти полную независимость от районных муниципалитетов и формируют собственные органы местного управления.
** На специальной пресс-конференции о данном обстоятельстве рассказала Ирина Круликовская, управляющая активами своего отца.
*** Артур Егиазарян наличие родственных связей с Ашотом опровергает. Однако, по рассказам контактировавших с ним бизнесменов, еще несколько лет назад, до объявления Ашота в розыск, в частных беседах Артур упоминал его как родственника.
На наш запрос Ашот Егиазарян дипломатично ответил, что не имеет «ни друзей, ни знакомых, ни родственников по имени Артур». Однако, как мы выяснили, еще некоторое время назад Артур Егиазарян представлялся при знакомстве Арутюном, вручая соответствующие визитные карточки.

Павел Каныгин


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 5.09.2011 Рубрики: Статьи о выборах, Местные выборы 2011, Дела судебные, Московская область
Источник: Место публикации:
Адрес: Тип публикации: Новость

Лента новостей


ЖЖивая политика



"Выбор Народа" в социальных сетях: