«Бездействие - тоже действие. Я - это не только то, что я делаю, но и то, чего я не делаю. Отказ действовать зачастую равносилен немотивированному поступку, основная цель которого - доказать, что я свободен» - Джон Роберт Фаулз
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com


Марш без масок
(3.11.2011)
Другие новости по теме:
{related-news}
4 ноября 2011 года государственный праздник День народного единства отмечается в седьмой раз. Он сменил другой праздник – 7 ноября, который с 1996 по 2004 гг. именовался Днем примирения и согласия. Примирение и согласие как следствие Октябрьской революции и гражданской войны, расколовших страну, казались достаточно абсурдными. Поэтому праздновать народное единство решили на три дня раньше – и выходной в ноябре не пропадет, и события ХVII века были давно забыты жителями страны. Кому-то показалось, что праздник не приведет к негативным социальным последствиям, а может быть, даже к позитивным.

Первое же празднование ознаменовалось двумя событиями – в Москве впервые прошло шествие националистов под названием «Русский марш», а созданный за полгода до этого проект «Наши» провел поход по местам боевой славы русского народа. Маршрут составили те города, где русские когда-то били своих врагов. «Русский марш» проходил под лозунгом «Россия - для русских», который вряд ли мог являться свидетельством народного единства в многонациональной стране. Акция «нашистов» показывала, что идея народного единства означает соборность в борьбе с супостатами из самых разных стран. Праздник с таким мирным и гуманным названием сразу превратился в свою противоположность: он показал, что празднуем мы объединение не столько во имя чего-то, сколько против кого-то.

С каждым годом число городов, где проводили или пытались провести «Русские марши», увеличивалось: их то разрешали, то запрещали, но появление праздника явно способствовало активизации националистов, причем в большинстве случаев - агрессивных. Если для большинства жителей России этот день так и не стал значимым, то радикальные националисты признали и приняли его первыми, стали считать самым важным днем календаря.

В этом году к празднику стали серьезно готовиться не только националисты, но и власти, поскольку ноябрь сменит декабрь, а 11 декабря 2010 года произошли события, показавшие, что националисты могут стать (а тогда казалось, что уже стали) серьезной силой, представляющей угрозу для общества. И «Русский марш» этого года может реально оказаться продолжением тех событий, которые показали, что Россия находится на пороховой бочке, которая может взорваться в любой момент, достаточно только искры.

6 декабря 2010 года выходцами с Кавказа был убит 28-летний болельщик «Спартака» Егор Свиридов. Предполагаемых убийц задержала милиция, а потом они были отпущены. Сразу после трагедии о своем понимании ситуации сообщило на своем сайте сообщество болельщиков «Спартака» «Фратрия». На следующий день состоялась массовая акция возле Головинской прокуратуры, недалеко от того места, где был убит Егор, - перекрытие Ленинградского проспекта, а 11 декабря последовал погром на Манежной площади. В акциях и погромах участвовали десятки тысяч людей, далеко не только футбольные фанаты.

Главные лозунги акций были не новыми, с ними выходили и раньше, в том числе на самом первом «Русском марше»: «Россия – для русских, Москва – для москвичей». Изначально националисты заявляли, что такие многотысячные акции (очевидно, не закачивающиеся скандированием лозунгов, а с них только начинающиеся – для разогрева) будут проходить 11 числа каждого месяца. Но после того, как стало ясно, что отпор со стороны силовиков будет очень жестким, эта идея постепенно сошла на нет. Да и руководители радикальных националистов, по-видимому, оказались пока еще не готовыми к последовательным и решительным действиям, не говоря уже о том, что среди них нет харизматического лидера, за которым готовы идти массы людей. Хотя люди не столько с националистическими, сколько ксенофобскими взглядами [1] составляют значительную часть нашего общества. Ситуация вроде бы успокоилась, но, вероятно, лишь до следующего события, способного вызвать взрыв недовольства.

То, что карта Егора Свиридова как жертвы «этнической» («кавказской») преступности будет разыграна на приближающемся «Русском марше», было очевидно всем. Поэтому очень важно было ее нейтрализовать до начала марша. Мы знаем, как долго, а часто и безуспешно, проходят расследования уголовных дел, привлекших серьезное внимание общества. Их брали под контроль высшие руководители страны, но проходили долгие годы, а результатов все не было. На этот раз было очевидно, что промедление действительно опасно. И в самые сжатые сроки (менее года) было проведено не только расследование, но и судебное разбирательство. 28 октября, за неделю до очередного «Русского марша», в деле убийц Егора Свиридова была поставлена точка: выходец из Кабардино-Балкарии Алан Черкесов был приговорен к 20 годам лишения свободы, остальные фигуранты дела, уроженцы Дагестана, получили пять-десять лет. В тот же день были объявлены приговоры лицам, объявленным активными участниками беспорядков на Манежной площади.

Перед властями стоял еще один важный вопрос – разрешать или запрещать на этот раз «Русские марши» в городах России. В прежние годы принимались разные решения, но на этот раз, по-видимому, было решено, что запреты вызовут большее противодействие националистов, чем их разрешение. К тому же отслеживать и контролировать ситуацию на легитимном мероприятии значительно легче – надо только локализовать их в относительно безопасных местах. Хотя националисты хотели проводить свои марши в центре городов, им практически везде дали разрешение собираться на окраинах. На сайтах «Русского марша» националистами высказывалось предположение, что положительное решение было принято после того, как марш разрешили в Москве.
Подготовка к маршу

События декабря прошлого года в Москве (как и революции в Египте, Тунисе и других странах) показали, что наиболее эффективным способом поднять большие массы людей сегодня являются социальные сети. В России это прежде всего сеть ВКонтакте, а также Живой Журнал. Именно через сеть ВКонтакте шло рекрутирование участников акции на Манежной площади, сообщества в этой сети занимаются и организацией «Русских маршей» в различных городах России. На сайте «Русская платформа» приводятся списки городов, где разрешены «Русские марши», там же размещены ссылки на сообщества каждого конкретного города. Каждый человек, кто заходит по ссылке, может узнать ситуацию в близлежащих городах, присоединиться к этому сообществу, там же происходит обмен опытом [2]. Особенностью этого года в проведении «Русского марша» является то, что в ряде городов «Русский марш» разрешен и будет проходить впервые. В частности, это относится к Туле и Глазову. Расширение легальной возможности представить себя городскому сообществу и всей стране трактуется как огромная победа националистов, которые в декабре прошлого года доказали свою силу, а сильным власти ничего запретить не могут. Об этих новых городах с гордостью сообщается на региональных страничках «Русского марша».

Общение через социальные сети позволяет людям ощутить не только свою силу (нас много, мы везде), но и почувствовать свое «Мы», свое единство – воистину День народного единства. Наличие множества таких сообществ в соцсетях и единого центра, регулирующего деятельность этих сообществ и взаимодействие между ними, позволит в случае необходимости в течение нескольких часов и даже минут призвать людей к каким-то активным действиям. Вся инфраструктура для этого уже существует, и ее эффективность продемонстрировали события декабря прошлого года [3].

Известно, что значительная часть футбольных фанатов – это достаточно агрессивные молодые люди, не чуждые ксенофобских настроений, однако лишь очень малая их часть принадлежит к каким-то националистическим организациям. Как только произошла трагедия – убийство русского по национальности болельщика кавказцем, - мгновенно произошло взаимодействие через Интернет националистов с фанатами и их объединение для совместной массовой акции в Москве, а потом и в ряде других городов. Если произойдут еще какие-то события такого рода, то же самое легко может повториться.

Отмечу, что сообщества «Русского марша» в крупных городах практически всегда открытые, то есть туда может заглянуть и вступить абсолютно любой человек, в некоторых городах, особенно небольших, это закрытые сообщества – попасть туда можно только по приглашению [4]. В крупных городах националисты чувствуют себя увереннее, они не боятся быть узнанными, в маленьких закрытое сообщество, как им кажется, обеспечивает им анонимность и потому безопасность.

Общая цель «Русского марша» заключается в следующем: «Мы стремимся пробудить в русских национальное чувство и напомнить власти о том, что в России живет русский народ. Народ, о котором даже не упоминается в Конституции. Народ, интересы которого не ставятся сегодня ни в грош, несмотря на то, что именно он является государствообразующим и несет на себе все тяжкое бремя по содержанию пестрого многонационального семейства».

Это аккуратная формулировка, репрезентирующая цели и задачи маршей, но она предназначена для других, для внешних наблюдателей, а не для самих участников. Ниже будет показано, что многие наши политики сегодня внимательно прочитали это заявление и приняли его как руководство к действию. Большинство же участников «Русского марша» воспринимают цели «Русского марша» значительно более радикально. Несмотря на разрешение, они уверены, что власти против них, а потому во многих городских интернет-сообществах пишут о том, как скрыть свою подготовительную деятельность, сочетать легальную деятельность с нелегальной. Вот переписка в Калининграде, который участники сообщества называют Кенигсбергом [5]. Когда один из участников группы пишет, что нужно «как можно шире распространять информацию о мероприятии», руководитель с ним соглашается, но призывает к осторожности: «Да, но желательно это делать в интернете. Если кто может, можно и листовок понаклеить, личная инициатива приветствуется. Но не забывайте о мерах собственной безопасности!» Правда, чаще руководители регионального марша призывают активистов «идти в народ», использовать традиционные способы призыва сторонников: «ВНИМАНИЕ! Пора начинать агитацию! Каждый в состоянии распечатать дома листовки или купить самоклейку и сделать стикеры, поклеить около дома, института, на остановках» (Вологда). Здесь мы видим, как организована вся система, состоящая из центра (участники националистических сообществ), ядра [6], и периферии – жителей городов, которые рассматриваются как потенциальные союзники. И, наконец, городские власти – угроза для развития движения.

На этапе подготовки к маршу формулируются те правила, которых должны придерживаться его участники, чтобы создать о себе благоприятное впечатление. В противном случае они будут восприниматься горожанами как «чужие», и к ним не захочется присоединиться. Некоторые уступки общественному мнению должны способствовать тому, чтобы марши становились все более массовыми: они не должны походить на маргиналов, это добропорядочные, воспитанные граждане. Приведу несколько примеров: «Никаких сигарет и алкоголя (понимаем, что не все ярые сторонники зож, но пару часов без этого смогут все)" (Рыбинск), «Берцы и маски оставить дома. Одеться как респектабельные серьезные люди. Все должны видеть, что националисты - это не кучка гопников, а уважаемые взрослые люди» (Смоленск) Участник дискуссии выражает сомнение, что это получится, что «большинство малолеток будет в гриндах и масках. На 80% уверен» и получает ответ: «поэтому надо проводить беседы в своей среде, в компании тех, кто будет приходить. Объяснять, что на них смотрят люди, страна. Они - лицо своей расы, лучшие представители русских».

Участникам сообщества фактически предлагают мимикрировать, изменить себе. В одном из городов на аналогичный призыв в сообществе, его участник интересуется, что делать, если кроме «гриндов» у него ничего нет? [7] Особое требование - не использовать свастику и другую фашистскую атрибутику, которую организаторы стыдливо называют «римской» и «языческой». Участникам марша объясняют, что эта атрибутика – подарок для СМИ, которые обязательно ее покажут, что может дискредитировать идею. Нельзя приходить также в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Тема масок очень актуальна во всех городах, активно обсуждается на форумах – можно ли открывать лицо даже на разрешенном митинге? Организаторы настаивают, что это необходимо, поскольку люди в масках распугивают горожан, создают о националистах негативное мнение. Вот разъяснение такого рода: «Насчет масок. Если прятаться, то смысла в марше никакого нет - просто собрались и для себя прошлись. Марш - это публичное мероприятие. Как вы сами отнесетесь к шествию, где люди прячут свои лица и стесняются, что их кто-то опознает? Я уж не говорю о том, что любого узнают, хоть в маске, хоть без маски, в капюшоне или без» (Иваново). Рядовые участники сомневаются, что можно выходить на акции с открытым лицом. И не только потому, что боятся засветиться перед полицией, хотя и поэтому тоже. Портить себе жизнь за идею готовы далеко не все. А, кроме того, многие уверены, что одними только митингами дело не закончится, потом может начаться часть «неофициальная» - погромы, а вот тогда уже лицо точно лучше скрыть.

Разумеется, в каждом городе обсуждается, какие лозунги будут представлены, какие кричалки будут произноситься, песни исполняться – это важнейшая часть акции, которую нельзя пустить на самотек и надеяться на экспромт. Для отбора лучших образцов устраиваются конкурсы, идет отбор агитационного материала для марша. Кроме традиционного «Россия – для русских», хит года, самый модный лозунг во всех городах – название акции «Хватит кормить Кавказ!». Но обязательно есть и свое творчество. Вот текст песни автора из Новокузнецка: «Если ты Русский, Убей в себе слабость./Не слушай всех тех, Кто кричит про толлерантность. /Твоя нация превосходит другие,/ Будь патриотом. Умри за Россию! /Прогоним мы нерусей. Cожжём их дома, /Будешь ты с нами. Нацизм - за тебя! /Скажи себе: Неруси - нелюди, А я - человек! / Слався Россия! Слався во век! / Девушки Русские для Русских парней! /Родина наша для Русских детей! /Будем едины и мы победим, /Родину нашу от хачей защитим». Вот примеры лозунгов из Нижнего Новгорода: «За Россию за народ Русский парень всех порвет», «Родись на Руси, Живи на Руси, Умри за Русь», «Мы Русские - Съ нами Бог», «Аборт - смерть нации», «Русский помоги русскому», «Россия для русских и по русски», «Православие или смерть». А вот кричалки из Новосибирска: «От окраин до кремля, это русская земля!», «Слава предкам! Слава роду! Слава русскому народу!», «Долой жидовское правительство! Долой картавую власть! Смерть жидовской системе!», «Выше в небо русский стяг, рать славян чеканит шаг!», «Россия не для русских - для русских будет Русь!», «Чемодан-ишак-кишлак! Чемодан-баран-аул!», «Иммиграция - это оккупация!».

Друзья и враги

Что касается друзей, то тут все ясно: это все русские со сходными с участниками марша взглядами. Общий девиз всех участников маршей, да и националистов вообще взят у популярных героев нерусского писателя А.Дюма: «Один за всех и все за одного!» Этот девиз присутствует на страничках марша в большинстве городов. Для этих людей очень важна идея единства, принадлежности к одной группе, ради которой можно идти на риск и которая требует защиты. С врагами ситуация не так однозначна. Уже сейчас, на стадии подготовки к маршу, анализируя тексты в интернет-сообществах городов, можно выделить наиболее актуальных врагов, к которым собираются апеллировать националисты во время маршей. Эти враги находятся как наверху (в правительстве), так и вокруг них, в том же городе. Между ними, на особом положении – В.В.Путин, которого они бы очень хотели видеть «своим», к которому расположены испытывать симпатию, но не уверены, что эта симпатия обоюдная. А потому отношение амбивалентное: на акциях бывают как пропутинские, так и антипутинские лозунги. Пока он для них «и не друг, и не враг, а так», но они ждут от него прямого высказывания, которое показало бы, что он «наш». Им очень хочется видеть в этом человеке своего союзника. Поэтому встреча Путина с футбольными фанатами вскоре после убийства Егора Свиридова была воспринята позитивно и имела положительный результат – ситуация несколько разрядилась. Не случайно и то, что за неделю до марша публикация информационного агентства «Новый регион» так и озаглавлена: «На Русском марше-2011 националисты зададут прямой вопрос Путину: «Вы с нами или с жуликами и ворами?»

Любопытным образом в Путине националисты уже сейчас видят президента страны, а в Медведеве – премьер-министра, возглавляющего антирусское правительство. И это никак не связано с объявленной 25 сентября рокировкой, для националистов это было очевидно и раньше: Медведев по своим позициям явно чужой, как и «антинародное правительство».

В своих дискуссиях националисты не обсуждают политические взгляды, ось «свой – чужой» проходит не по политическим взглядам, а по национальным. «Свой» - значит русский, «чужой» - нет. Правительство в этой среде принято называть «жидовским», и пример новосибирской кричалки: «Долой жидовское правительство! Долой картавую власть! Смерть жидовской системе!» является абсолютно типичным. Русские находятся внизу и страдают, «жиды» – наверху и жируют. А раз они жируют – значит, «жиды» - вне зависимости от происхождения. «Жид» – это образ преуспевающего человека: не важно, олигарха или члена правительства. Это люди, из-за которых русский народ беден, угнетен и бесправен, они погрязли в коррупции и роскоши. Очень важно, что статусно они выше, чем сами националисты, - простые русские люди.

Понятно, что наиболее важные и актуальные враги, чужие – это те, рядом с которыми проходит бытовая жизнь. Это мигранты, прежде всего, кавказцы – «чурки», «хачи». Надо сказать, что в дискуссиях националистов они не подразделяются по «государственной принадлежности» - жители России (чеченцы, дагестанцы и пр.) или других государств (азербайджанцы и пр.) Они все одинаковые – «черные», не православные, не имеющие права жить рядом с нами. В какой-то степени жители северокавказских республик России даже хуже, потому что они не только отнимают у нас рабочие места и деньги, полученные на этих местах, не только нагло себя ведут, не только убивают, грабят и насилуют, как все остальные, но всех их, где бы они ни жили, еще кормит Россия за счет своих настоящих граждан. Эта идея для националистов достаточно новая и используется в том числе вне националистического движения. Стоит вспомнить участие Алексея Навального и Владимира Милова в одноименной акции. «Хватит кормить Кавказ!» - это готовый, простой и понятный лозунг, пригодный для любого митинга. Он формулирует и формирует представление о том, что «кавказцы» разоряют не только каждого из «нас», приехав сюда и вывозя из России (Россия как бы равняется «русским регионам») деньги для своей семьи, но разоряют и страну в целом, что вся «русская» Россия кормит «ненасытный» Кавказ. Интересно, что так это воспринимается не только в Москве, которая является регионом-донором, но и в сибирских регионах, куда в расчете на душу населения идет больше денег, чем на Кавказ. Когда деньги идут своим – это восстановление социальной справедливости, когда на Кавказ – ее грубое попрание.

Когда читаешь форумы националистов, то главные теги по отношению к кавказцам – это «грязь» (как в буквальном смысле, так и в экзистенциальном – скверна), выдавливание русских из русских городов, замещение их за счет высокой рождаемости (отсюда лозунги против абортов среди русских) и этническая преступность. Националисты очень чутко реагируют на появление официальной информации об этнической преступности и активно используют ее во время своих акций, включая «Русские марши».

Что касается выходцев из Средней Азии, то обычно они привлекают к себе меньше внимания националистов. Интерес, то есть ненависть к ним, повышается, когда в СМИ появляется информация о том, что отчим (выходец из Узбекистана, как обязательно сообщается) изнасиловал свою падчерицу, а также в связи с информацией о том, что задержан выходец из Средней Азии с большим грузом наркотиков. Когда новость теряет остроту, снижается и интерес к этим народам.

Под этнической преступностью понимаются все случаи агрессии представителей других национальностей по отношению к русским. При этом ситуации, при которых это происходит (например, обычная драка), и причины, далеко не всегда связанные с национальностью сторон, не имеют никакого значения. Надо сказать, что представления о том, что любые такого рода события означают именно этническую преступность, стали если не общепринятыми, то очень широко распространенными и вне непосредственно националистической среды [8]. Так, писатель и популярный автор ЖЖ, в друзьях к которого 12163 пользователя, а записи в его ЖЖ читает значительно больше людей, высказывает вполне здравую мысль: «Россия не должна быть местом межнациональных разборок. На наше поколение их хватило более чем. Хватит». При этом он защищает Алексея Навального от обвинений в заигрывании с националистами, объясняя это тем, что интересы русских никто и ничто не защищает, в отличие от представителей всех других национальностей в России. Он перепечатывает текст из другого ЖЖ и дает на него ссылку: «В свете нынешних судов по убийствам ЛЮДЕЙ, не называемых НИКАК ИНАЧЕ – только болельщиками, меня возмущает такой произвол! Обозначать людей в уголовных делах и вокруг них по их хобби – позорище и лицемерие. … Не смешно ли, что убитого кличут болельщиком? Черный юмор. … Но и замена русского на болельщика – неслыханно позорная и демонстративно громкая замена». По-видимому, правильно было бы писать об убийстве русского Егора Свиридова кавказцем, и это не способствовало бы национальным разборкам. А пока этого не произошло, ситуацию в России на страничке приближающегося «Русского марша» определяют так: «Наша страна подвергается нашествию иностранных оккупантов. Идет захват ползучий, тихий и постепенный, что намного страшнее открытой войны. Сегодня уже многим очевидно – мы теряем страну, чужеземцы становятся хозяевами наших городов и сел. Убийства, грабежа, наркоторговля, насилие и глумление над нашими людьми идут почти по всем городам страны» (Глазов).

Игры на чужом поле

4 ноября состоится очередной «Русский марш», а примерно через месяц после него – парламентские выборы. Пусть в «честность» выборов мало кто верит, но бороться за электорат надо, для чего требуется идея, привлекательная для широких масс. При этом политикам ясно, что для этих самых масс привлекательна как раз националистическая идея - других как-то не видно. Хотя прошло много лет, все помнят, с каким успехом выступила партия «Родина», которая хотела очистить Россию «от грязи». На парламентских выборах 2003 года никому не известная партия, опираясь на националистическую идею и антиолигархическую кампанию, за несколько месяцев не только проходит в Думу, но получает 9% голосов - за нее проголосовали 5,5 млн. избирателей. Запрос снизу есть – предложений от партий нет, за исключением традиционно играющей на этом поле ЛДПР. И вполне логично, что в ситуации идейного кризиса возникает соблазн заполнить такую замечательную лакуну. Понятно, что в большинстве случаев хочется завоевать сердца не участников «Русского марша» в гриндерах и масках, кричащих омерзительные матерные лозунги, не тех, кто, дай им волю, разгромил бы всю Москву. Ведь есть же более умеренные, более «благопристойные» националисты, и их куда больше. Сегодня нет практически ни одной партии, которые могут устоять против этого соблазна - ни на левом, ни на правом фланге.

10 марта 2010 года в «Ежедневном журнале» была объявлена акция «Путин должен уйти». Призыв ставить свои подписи начинался такими словами: «Граждане России! Осознание того, что наша страна волею правящей верхушки оказалась в историческом тупике, побудило нас обнародовать это обращение». Далее говорилось, что «за годы своего правления именно Путин превратился в символ безжалостной по отношению к своим собственным гражданам коррумпированной и непредсказуемой страны. Страны, в которой граждане бесправны и в подавляющей массе своей бедны. Страны, у которой нет ни идеалов, ни будущего». Среди подписавших текст были уважаемые деятели правозащитного движения: Е.Боннэр, В.Буковский, Л.Пономарев и пр. Но рядом ними стояли подписи совсем других людей, крайних националистов – Александра Краснова, председателя партии «Великая Россия», Юрия Мухина, лидера Армии Воли Народа и т.п. Понятно, что такие одиозные фигуры были привлечены для того, чтобы сделать интернет-акцию массовой. Ксенофобов больше, чем сторонников свободы. Идейные, политические взгляды этих людей кардинально противоположны, тем не менее, их подписи стояли рядом.

Естественно, что и текст обращения должен был как-то совмещать казалось бы несовместимые идейные платформы. И вот после обвинения Путина в том, что при нем невозможно демократическое развитие страны, мы читаем: «Яркой иллюстрацией такой недальновидной политики являются недавние капитулянтские соглашения с Китаем, которые с лёгкой руки Путина фактически отписывают Поднебесной российские Дальний Восток и Восточную Сибирь», «В грязь разлагающего умы и души телевизионного мракобесия, превращающего всё ещё один из самых образованных в мире народов в бездуховную и аморальную толпу». Люди, придерживающиеся либеральных взглядов, не способны воспринимать облаченный в такую нарочито экспрессивную форму популизм. Для крайних националистов форма как раз подходящая, но их во многом отталкивало содержание – где сказано, что русский народ унижен и оскорблен? Конечно, Дальний Восток китайцам мы не отдадим, но где сказано, что очистим Москву от грязи? Да и фамилии, стоявшие во главе списка подписавшихся, для людей с националистическими взглядами, даже умеренными, в большинстве случаев делали совместное участие в акции невозможным. Текст не приняли, не почувствовали своим ни демократы, ни националисты. Некоторые люди, подписавшие обращение, так и писали, что им очень тяжело подписываться под документом с такими участниками. Не знаю, что чувствовали авторы обращения, когда среди комментариев к подписям читали открыто антисемитские и ксенофобские высказывания, но это шокировало многих потенциальных «подписантов» из либерального крыла.

Националисты очень четко ощущают своих и чужих, и отворачиваются от тех, кого своими не считают. Тем не менее, попытки заигрывать с ними, привлечь как электорат на свою сторону, продолжаются. Я уже не говорю о предложении Г.Зюганова вернуть в паспорт графу «национальность». Вроде бы прямой подарок националистам, но они не очень жалуют коммунистов.

15 января 2011 года председатель «Яблока» Сергей Митрохин пришел на Кронштадтский бульвар, на место гибели Егора Свиридова, где выступил с политической речью SaveFrom.net: «Сегодня о нем помнит партия «Яблоко» в моем лице. … Мы должны сегодня отдать дань памяти молодому человеку, который совершенно невинно погиб. И я еще хочу отдать дань памяти всем жертвам межнациональных конфликтов». Кроме того, он объяснил, почему не сумел попасть на похороны Егора Свиридова. Вряд ли председатель партии бывает на похоронах всех невинно убитых молодых людей, но уже тогда, до разбирательства и решения суда, называет его убийство межнациональным конфликтом.

Лето 2011 года. Партия «Правое дело» начинает свою активную агитацию.: «В подмосковном отделении мы точно хотим заняться «русским» вопросом», - подтвердил «Известиям» член федерального политсовета, лидер московского областного отделения «правых» Борис Надеждин. По его словам, он уже провел несколько круглых столов по этой проблеме с участием националистов. "И поэтому в мое отделение теперь массово вступают офицеры и молодые бритоголовые», - утверждал Надеждин. Он уже привлек к партийной работе одного из организаторов «Русского марша» Виктора Милитарева, который, как утверждалось, даже может быть включен в список партии на выборах в Мособлдуму. Кроме этого, в предвыборный список в Госдуму мог войти левый политик Петр Милосердов, также не чуждый «русских» ценностей». Впрочем, скоро история была объявлена фактическим недоразумением, да и с самой партией произошли радикальные перемены.

Особое место в стремлении сочетать борьбу против режима с апелляциями к участникам «Русского марша» занимает фигура Алексея Навального. Националисты разных городов в своих сообществах ВКонтакте, посвященных маршу, пытаются определиться, что же делать с Навальным, как к нему относиться. Отвергать как чужого – как же тогда использовать лозунг о «кормлении Кавказа», который теперь отчасти ассоциируется с его фигурой? Да и популярный соратник движению не помешает. Остается, хоть и с оговорками, признать его своим, в итоге начинают искать компромисс: «Ребятки, я не являюсь поклонником Навального, но слова, которые он произнес на митинге – это правда. Плевать, что его проплачивает госдеп США, он наш человек!», «Никто не спорит, что Навальный выгоду с этого имеет - стоит посмотреть, какие бабки капают на счёт Роспила. Но если нашёлся человек, который реально решил заняться коррупцией и чиновничьим произволом - почему бы ему в этом не помочь?» Пожалуй, это первый случай, когда апелляция к националистическому движению политика из некогда другой среды («Яблока»), оказалась успешной. Впрочем, связка Навальный – Русский марш не является новой.
Заключение

Многим политикам кажется, что они ведут тонкую игру, ориентируясь на националистически настроенный электорат, а руководители националистических организаций придерживаются другой точки зрения. Они уверены, что это они допускают политиков других направлений на свое поле, и те начинают играть по правилам националистов. Иными словами, националистические организации полагают, что это они используют представителей буквально всех партий, а не наоборот. Тем самым, легитимируется националистическое движение и усиливаются его позиции в стране.

На сайте «Лиги Обороны Москвы» сообщается, что 22 октября в рамках общенациональной акции «Хватит кормить Кавказ» прошли акции в десятках городов России. Особую гордость вызывает то, что «впервые на митинге, посвященном национальному вопросу, были ораторы не только от националистов. Наша повестка дня становится основной в российской политике - и, более того, лакмусовой бумажкой, тестирующей любого политика на адекватность». В тот же день на пресс-конференции, посвященной «Русскому маршу» один из известных националистов Дмитрий Демушкин заявил, что «в этот раз, в отличие от прошлых, на РМ соберутся фанаты, радикальные националисты и умеренные сторонники. Марш будет объединительным». Когда на пресс-конференции прозвучал вопрос, будут ли присутствовать на «Русском марше-2011» представители так называемой оппозиции – Зюганов, Жириновский, Левичев, - организаторы сочли это хорошей идеей и обещали прислать всем приглашения.

Итак, гостеприимные хозяева приглашают гостей на праздник народного единства. Лозунги и кричалки уже готовы. Например, такая: «Слава Руси! Чурки – домой! Первый наш тост – за холокост!».

Примечания

Участников «Русского марша», да и других агрессивных носителей русской идеи можно называть националистами с огромной долей условности, поскольку идеи национализма ими не только не усвоены, но большинству из них просто незнакомы. Они националисты только в бытовом смысле – отстаивают приоритет русской нации относительно остальных, прежде всего, неславянских, агрессивно относящиеся ко всем «чужим», иным, непохожим.
По ситуации на 29 октября 2011 года можно было узнать, что «Русский марш» разрешен и будет проходить в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Краснодаре, Вятке, Екатеринбурге, Архангельске, Бийске, Глазове, Курске, Мурманске, Новокузнецке, Иваново, Калининграде и многих других городах, включая крошечный город Валуйки Пензенской области, численность населения которого составляет 35 тыс. жителей и Торжке населением менее 50 тыс.жителей.
Система работает четко и быстро. Вот что пишут на форуме «Русского марша» в Екатеринбурге: распространяйте инфу о марше ,пишите на форумах, своим друзьям в icq, нажимайте "рассказать друзьям".
В частности, закрытым является сообщество «Русский марш» города Валуйки. Зайдя по указанному электронному адресу, «непосвященный» видит следующий текст: Это закрытое мероприятие. Вход только по приглашениям. Поскольку приглашения у меня не было, я не знаю, сколько людей, под какими лозунгами и с какими кричалками собираются выйти на «Русский марш».
Здесь и далее цитаты из высказываний в интернет-сообществах даются курсивом, с сохранением орфографии и пунктуации авторов. Многочисленные высказывания с использованием мата приводиться не будут, хотя это не позволяет сохранить типичный для них колорит.
Это ядро по своей численности существенно различается в отдельных городах. В Санкт-Петербурге в сети ВКонтакте на «встрече» под названием «Русский марш» зарегистрировано более 1500 человек, в Новосибирске – более 1000, в Вятке, Нижнем Новгороде, Вологде – более 500 чел., а вот в Архангельске и Томске – чуть более 100 чел. Казалось бы, не очень большое количество, но во-первых, это только активисты движения, а во-вторых, на митингах других политических сил такого количества участников практически не бывает.
Гринды, они же гриндера или говноступы – это тяжелые ботинки на толстой подошве, в которых принято ходить представителям ряда субкультур.
Не упоминается и то, что часто бывают и противоположные ситуации.


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 3.11.2011 Рубрики: Общественные организации, Поиск стратегий развития, Перипетии и Коллизии
Источник: Место публикации:
Адрес: Тип публикации: Новость

Лента новостей


ЖЖивая политика



"Выбор Народа" в социальных сетях: