Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. - Иммануил Кант
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Дмитрий Краснянский: мандаты эсеров могут распределить между другими фракциями. Почти все достанутся ЕдРу


Дмитрий Краснянский: мандаты эсеров могут распределить между другими фракциями. Почти все достанутся ЕдРу
(21.12.2011)
Другие новости по теме:
{related-news}
Спустя неделю после утверждения итогов выборов, в разгар многотысячных митингов за их отмену заместитель председателя Горизбиркома Дмитрий Краснянский рассказал ЗАКС.Ру о том, что своих мандатов может лишиться фракция эсеров. А еще о том, как на самом деле стоит выбирать депутатов, в чем раскаиваются те из них, кто не прошел, какие средства пытались использовать фальсификаторы и при каких условиях в Петербурге начнется «безвластие».

– Как Вы оцениваете итоги выборов?

– Как очень и очень шумные. Огромное количество нарушений, которые допускали все без исключения участники процесса.

– Вы говорите о расхождениях протоколов – тех, которые на руках имеют наблюдатели оппозиционных партий и итоговых, внесенных в ГАС «Выборы»?

– Нет. Как раз протоколы, которыми оперируют некоторые партии, зачастую вообще не являются документами. Потому что официальный протокол или его копия должны быть подписаны не менее, чем большинством от установленного числа членов участковой комиссии. А протоколы с расхождениями, как правило, имеют значительно меньше подписей.

– Тогда о каких нарушениях идет речь?

– Нарушений полный спектр. Некоторые из них могут иметь очень серьезные последствия. Это и анонимная агитация, и распространение агитационных материалов с нарушением прав интеллектуальной собственности, и нарушения правил финансирования своей агитации.

Как эсеры могут расстаться с мандатами

– Можно добавить конкретики в ваши слова?

– Например, нарушение законодательства РФ об интеллектуальной собственности. Речь идет о списке партии «Справедливая Россия». Еще во время кампании «Патриоты России» оспаривали в Горсуде регистрацию списка «Справедливой России» на основании того, что эсерами были изготовлены и распространены агитационные материалы с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности. По неизвестным мне причинам «Патриоты» отказались от заявленных требований, а иначе результаты могли бы быть совсем другими. Можно было бы снимать весь список.

– Эсеров действительно могли снять с выборов?

– Да. Закон запрещает агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, а также нарушающую законодательство об интеллектуальной собственности. Ответственность за такие нарушения – отмена регистрации списка. Даже после определения результатов выборов. Закон не обязывает представлять в избирательную комиссию документы, подтверждающие правомерность использования партией в своих агитационных материалах объектов интеллектуальной собственности, а в суде такое право пришлось бы доказывать. Кстати, достаточно опросить в суде правообладателя, который либо подтвердит, либо опровергнет наличие нарушения. Впрочем, для эсеров и сейчас еще есть опасность. Срок обжалования – один год.

– Но ведь выборы уже прошли. Не станут же у эсеров отбирать депутатские мандаты?

– В течение года избиратель или партия, участвовавшая в выборах, могут подать против «Справедливой России» иск в Горсуд о недопущении списка партии к распределению депутатских мандатов. Чтобы выдвигать такие требования, необходимо иметь доказательства нарушения. Ими могут стать агитационные материалы, содержащие изображения, на использование которых у партии не было права.

– Если такой иск будет подан, суд отберет у эсеров мандаты?

– Суд в этой ситуации сможет вынести лишь два решения: об отмене результатов выборов вообще или об отмене нашего решения о распределении депутатских мандатов. Тогда произойдет пересчет мандатов. Думаю, все партии очень обрадуются. Сейчас у эсеров 12 мандатов. В итоге три оставшиеся фракции получат, грубо говоря, по одному дополнительному депутатскому креслу, а «Единая России» - чуть ли не все остальные.
А вот решения, что нарушение было незначительным, суд вынести просто не имеет права по закону. При этом не важно, чего потребует заявитель - полной отмены выборов или перераспределения мандатов. Суд сам определится, какие меры принять. Так что все только начинается. Может, оно и к лучшему. Все равно же не хотели мандаты получать... В понедельник «Справедливая Россия» как раз подала на нас в суд. Требует отменить результаты выборов в целом. Они сделали первый ход...

– Если у эсеров отнимут мандаты, у вас появится много работы по их перераспределению?

– Какой работы?! В суд сходить и мандаты пересчитать? Ради Бога! Хотим ли мы этого сами – другой вопрос. Но если нас будут каждую неделю таскать по судам и клеймить позором…

– Но ведь отнимать мандаты или нет – решение на самом деле политическое, а не судебное?

– Как недавно сказал Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая в Конституционном суде, суды у нас все независимые. И Конституционный, и Арбитражный, и, естественно, суды общей юрисдикции. Так что, как суд решит, так и будет. Политики здесь нет (улыбается).

– Перспективен ли иск эсеров об отмене результатов в целом?

– Не думаю, что Горсуд отменит результаты из-за того, что мы не рассмотрели жалобы «Справедливой России». Если у них действительно есть желание признавать выборы недействительными, им стоит идти в районные суды. Отменять итоги голосования в одной участковой комиссии за другой, пока не будут аннулированы результаты голосования 25% проголосовавших избирателей. Таков закон. А если партия сразу подает в Городской суд иск на основании только того, что ее жалобы не были рассмотрены, может, на самом деле искреннего желания отменять выборы у нее и нет… Вообще, если уж они пошли по этому пути, то надо было идти до конца. Отказываться целиком, всем списком от мандатов. Если сказали А, говорите Б.

Посадки будут

– Правда ли, что в городе действует специальная комиссия СКП по расследованию выборных нарушений?

– Заявления в следственный комитет были, некоторых председателей участковых комиссий опросили. Может, продолжают опрашивать. Но пока мы не слышали, чтобы кто-то возбудил уголовные дела.

– Вы думаете, их возбудят?

– У нас были такие случаи: в Ломоносове, в округе «Морской». Думаю, будут уголовные дела и в этот раз. Если где-то кого-то поймали за руку – я слышал о таких случаях – человек, конечно, должен ответить.

– Председатели избиркомов уже уходят на больничные?

– Председатель ТИКа (территориальной избирательной комиссии – прим. ЗАКС.Ру) №29 Василий Дёмкин потерял реестр выдачи открепительных удостоверений. В предынфарктном состоянии залетел в больницу. А другой председатель ТИКа решил, что потерял документы, а на самом деле забыл, куда их положил (смеется). В больницу, слава Богу, не попал. Есть председатель другого ТИКа. Они грузили бюллетени в машину у здания администрации района. Пачку бюллетеней забыли на улице и уехали. Едут, смотрят – пачки нет. Возвращаются – тоже нет. Какой-то добрый самаритянин пришел в администрацию, отдал. Говорит: «Вот, нашел. Пользуйтесь» (смеется). Но потерять их было не страшно – на них не было марок, печатей. То есть использовать их было невозможно.

– Какие еще значимые нарушения зафиксированы на минувших выборах?

– Подкуп избирателей. Но он с некоторых пор стал бесполезен. Теперь «карусельщики» ходят и голосуют, как хотят. То есть им платит кандидат, чтобы они голосовали за него, а они идут и голосуют за любую другую партию, например, за «Яблоко». Это было в одном из округов Приморского района. Раньше люди боялись. Им говорили: «У нас там везде камеры стоят, мы узнаем, за кого вы проголосовали». А теперь никто ничего не боится. Сейчас человек может получить в подарок кастрюлю от кандидата А, а проголосовать за кандидата Б.

О том, как выбирать депутатов

– Вы согласны с системой выборов депутатов в Петербурге?

– Год назад мы сдали Законодательному Собранию проект, в котором предусматривалась смешанная система: 25 депутатов избираются по одномандатным округам, 25 – по партийным спискам. Соответственно, в два раза предполагалось укрупнить округа – чтобы их было всего 25. Я объяснял, что сейчас не то время, когда нужно голосовать исключительно за список. И партий толком еще у нас нет, и люди стараются к депутату ходить на прием. Вообще, для Москвы, Петербурга нужно устанавливать право самим определять систему собственных выборов. А сейчас у нас по федеральному закону не менее половины депутатов необходимо избирать по партспискам. Наши предложения понимания у петербургских парламентариев не нашли. Теперь многие непрошедшие депутаты приходят и жалуются: «Какие мы дураки, что не приняли такую систему!» Пропорциональная система, по которой мы сейчас избираем ЗакС, показывает, что ни у одного депутата нет гарантий прохождения в следующий раз. Вот коммунисты Зуйков, Пеший. На округах просто пахали! Где они? Павел Крупник. Носом весь округ перекопал! Где он теперь?

– Исходя из всего вами сказанного, не считаете ли вы, что выборы вообще, по сути, были нелегитимны?

– Внутренние убеждения я храню при себе, а с профессиональной точки зрения все сделано по закону.

– В ЗакСе сидят люди, которых там быть не должно?

– Случайные люди есть в каждом созыве. Просто в этом их, может, побольше. Те, кто не должен был пройти, в большинстве и не прошли. Но некоторым все же удалось. Новый ЗакС стал рекордсменом по количеству «новичков». Никогда раньше не было так много новых депутатов. Это связано с пропорциональной системой выборов. В 2007 году (когда она применялась в Петербурге впервые – прим. ЗАКС.Ру) люди еще помнили своих депутатов, еще по инерции голосовали по старинке за них, как за одномандатников. А сейчас уже нет.

– После выборов ходили упорные слухи, что результаты отменят…

– В первые часы после закрытия участков и потом, 5-6 декабря, пошел вал сообщений: там нарушение, здесь нарушение. Когда все так валится комом, даже у меня была мысль отменить результаты. Но потом посмотрели – оснований для отмены нет. А слухи, видимо, распускали некоторые непрошедшие депутаты. Потому что если выборы отменить, старый ЗакС будет сидеть до октября, депутаты будут собираться с силами, может быть, даже поменяют закон, по которому избираются.

– А если сейчас итоги отменят – по суду это возможно – прежний состав ЗакСа не будет работать?


– Поскольку первое заседание депутатов 5-го созыва уже прошло, старый ЗакС заседать уже не может. Тогда будет «безвластие». Придется в течение 4-6 месяцев проводить повторные выборы.

– Говорили, что вы собирались уволиться?

– Очень хочу. Но до марта вынужден досидеть. Надоело уже. Так работа хорошая, но как выборы – хоть увольняйся (смеется). А в марте избирательный цикл заканчивается, долго выборов не будет никаких.

Ловкость рук - о наиболее скандальных новшествах минувших выборах

– Были ли случаи, когда почтовым голосованием пытались пользоваться с целью фальсификаций?

– Попытки были, но не получилось ни у кого. Как только сигналы пошли, мы лично приезжали в ТИКи, собирали членов и говорили: «Смотрите, аккуратнее. Есть постановление ЦИК. Действуйте исключительно, как тут написано». Потому что нашлись горячие головы, которые стали удовлетворять все заявления о голосовании. 6 тысяч заявлений одним махом! Но в итоге мы всего этого не допустили. Я вам скажу, что на весь Петербург мы выслали по почте чуть больше 2,5 тысяч бюллетеней. А получили обратно только 1,5 тысячи. Никаких махинаций здесь не было.

– А махинации с временно-зарегистрированными избирателями?

– Таких избирателей было относительно немного.

– Не из-за них ли в участковых комиссиях заканчивались бюллетени?

– Бюллетени закончились из-за глупости некоторых наших коллег, которые выдали в участковые комиссии 85% всего тиража. В итоге где-то явка зашкаливала, а где-то была низкой. Передать бюллетени из комиссии в комиссию было нельзя – их уже проштамповали печатью той комиссии, где они лежали, и в любой другой они были бы признаны бюллетенями неустановленного образца. Вот и приехали… Чтобы всего этого избежать, нужно было с самого начала выдавать 50% тиража.

– Был ли на выборах осуществлен механизм фальсификации «карусель», когда одни и те же избиратели голосуют в разных местах?

– Похоже, что где-то «карусели» были. Но эта схема малодейственна - много голосов не добавит. К тому же это опасно. За какие-то 1,5 тысячи рублей идти на уголовное преступление… Есть люди с хорошей памятью, которые «карусельщиков» сразу замечают. Наблюдатель может подойти к списку избирателей, посмотреть фамилии, под которыми они записываются.

– Наблюдатель часто не в силах предотвратить «карусели». Ведь такие избиратели голосуют не в одной и той же комиссии несколько раз, а в разных.

– Там, где были нормальные наблюдатели, никаких «каруселей» не было. Наблюдатели – это вообще основная проблема всех выборов. Нормально подготовленный наблюдатель не будет, например, задавать вопрос: «А можно ли мне на списки избирателей смотреть?». Их переписывать нельзя, а смотреть – пожалуйста! А если там бабуля сидит, варежки вяжет... Ну что она наблюдает? Вот тогда действительно страшные карусели произойдут.

– Реально ли на практике привлечь к уголовной ответственности «карусельщиков»?

– Сейчас разгорается скандал - в одном из округов таким «избирателям» якобы не заплатили. Они чуть ли не имена свои пишут в докладных записках своим бывшим работодателям. Так вот если человек сам придет и напишет: «я голосовал на нескольких участках, и мне денег не заплатили», – вот тогда реально привлечь. Если он признается: «возьмите меня под белые рученьки, я – грязный карусельщик» (смеется). А вообще это довольно сложно. Для справки, подделка подписей избирателей – тоже преступление. Когда партии регистрируются на выборах, они собирают подписи. У нас каждая партия рисует подписи. Каждая!

– Как вы относитесь к «закрытым участкам», пользующимся скандальной репутацией?

– Вот от них, будь моя воля, я бы избавился в первую очередь. Организация голосования там никак не соответствует духу избирательного законодательства. Возьмите, например, следственный изолятор или тот же самый «Кировский завод». Да, люди там голосуют. Но как туда пройти наблюдателям? Избирательная комиссия им пропуск выдать не может. Поскольку мы не в состоянии гарантировать абсолютно прозрачное наблюдение за ходом голосования на таких участках, я считаю, что их нужно просто отменять. Отменять и не париться!

Выборы опутает Сеть

– Законодатели уверяют, что такие участки позволяют людям проголосовать если они, например, работают в день выборов с рассвета и до заката…

– Такие участки легко можно заменить интернет-голосованием. Это вообще очень удобно. На самом деле, даже прошедшие выборы были сделаны в интернете, в соцсетях. Что еще раз подчеркивает необходимость перехода на систему электронного голосования. А если лично у тебя нет доступа к сети, можно зайти в любое интернет-кафе и проголосовать там бесплатно. Или с мобильного телефона. И бабушки, которые сейчас во многом «делают» выборы, немножко в этой ситуации отойдут на второй план. Кто хочет, тот, конечно, может прийти на участок и в виде исключения там проголосовать. Но само голосование должно быть «безналичное». Чтобы избиратель не соприкасался никак ни с избирком, ни с прочими «внешними раздражителями». Как в Эстонии. Там избиратель по интернету может хоть сто раз голосовать – окончательным голосом считается последний. Даже взятку платить бессмысленно. Вот ему дашь 500 рублей, он при тебе проголосует за партию «Единая Эстония». Ты уйдешь, он уже за «Справедливую Гвинею» переголосовал. И так хоть сто раз передумывай! Последний «клик» и будет окончательным. Прекрасная, совершенно замечательная система! Она нам нужна.

– Россия пока не планирует переходить на систему интернет-голосования…

– Да. Поэтому пока мы хотим попросить ЦИК, чтобы нам прислали как можно больше КОИБов (комплексов обработки избирательных бюллетеней – прим. ЗАКС.Ру). В идеале, чтобы они были установлены в 80% участковых комиссий. КОИБы существенно снизят и количество нарушений, и количество шума после выборов, соответственно.

– Что вы думаете о митингах, участники которых требуют отмены выборов?

– Я не понимаю, почему они требуют этого от губернатора или президента. Отменять или нет – юрисдикция суда. Все эти вопросы решать нужно именно там. Но любой митинг – это высказывание позиции, проявление недовольства. Для Петербурга такой процесс характерен – он начался не в этом году. Митинги должны заставить власть задуматься и предпринять какие-то шаги.

Беседовал Олег Мухин


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 21.12.2011 Рубрики: Статьи о выборах, Региональные выборы 2011, Новости региональных избиркомов, Перипетии и Коллизии, Санкт-Петербург
Источник: Место публикации:
Адрес: Тип публикации: Новость

Лента новостей


ЖЖивая политика



"Выбор Народа" в социальных сетях: