Если все пойдет так, как пообещали Владимир Путин и Дмитрий Медведев, уже в 2012 году в Россию вернутся прямые выборы губернаторов. Часть свердловского и федерального истеблишмента уверена, что в течение ближайших месяцев (возможно, после 4 марта) свердловский губернатор Александр Мишарин перейдет на другое место работы – допустим, в федеральное правительство. Свердловская область всегда была передовым полигоном для обкатки новых электоральных схем. Вполне может случиться, что Средний Урал будет одним из регионов, где пройдут первые выборы по новой схеме. Мы попросили экспертов предположить, как будет развиваться ситуация в этом случае. Как поведут себя элиты? Какую позицию займут партии? Кто станет основными кандидатами?
Напомним, о возвращении прямых выборов глав регионов объявил премьер-министр РФ Владимир Путин. Во время телевизионной «Прямой линии» он сообщил, что считает целесообразным восстановить практику прямого избрания, однако кандидатам в губернаторы придется проходить утверждение в Кремле. Позднее, общаясь с журналистами, Путин пообещал провести реформу максимально быстро, уже в 2012 году. 22 декабря, выступая с посланием к Федеральному собранию, Дмитрий Медведев подтвердил эти слова. Эксперты, поучаствовавшие в опросе «URA.Ru», уверены, что новая реальность преподнесет множество сюрпризов.
Константин Киселев, политолог: «У «Единой России» сильных кандидатов немного» Новая схема назначения губернаторов, которую уже реализуют в правовых текстах, пока точно не прояснена. Начиная с того, что не объяснены принципиальные моменты: сколько туров, сколько кандидатур, субъект выдвижения и т.д. Например, непонятно, только победившая партия выдвигает несколько кандидатур или все партии получат такое право. Очевиден лишь один факт - президент в любом случае желает не выборов, а их имитации, а потому оставляет за собой право контролировать весь процесс.
Но никто не запрещает смоделировать идеальную ситуацию, в которой все кандидатуры от всех партий пройдут через президента.
У «Единой России» сильных кандидатов не сильно много, но они есть. Во-первых, это Аркадий Чернецкий. Во-вторых, Вячеслав Брозовский. Все остальные (Анатолий Гредин, Игорь Баринов, Валерий Язев, Виктор Басаргин и пр.) много слабее, а потому проигрывают и не начав. Есть, правда, еще «олигархи». Например, Дмитрий Пумпянский и Андрей Козицын. Но им это надо? Они, скорее всего, просто разложат яйца по разным корзинам, причем большую часть отдадут «Единой России».
У «Справедливой России» есть однозначный лидер и закаленный электоральный боец - Александр Бурков. Его шансы, например, в сравнении с Анатолием Грединым или Игорем Бариновым, выглядят абсолютными.
ЛДПР своих сильных лидеров не имеет. И потому традиционно будет торговаться после первого тура. Основная проблема ЛДПР – принятие решений, кому отдать полученные несколько процентов.
КПРФ имеет лидера. Это Андрей Альшевских. Все остальные кандидатуры из пула заранее проигравших. Но у Андрея Альшевских сложные отношения с секретарем обкома Дмитрием Шадриным, который во многом и контролирует выдвижение кандидатур.
У «Яблока», «Патриотов России» и «Правого дела» своей игры нет, ибо нет фигур даже не регионального, а местного масштаба.
С другой стороны, есть сильные лидеры и вне партийных структур. Это Евгений Ройзман и Леонид Волков. И можно допустить ситуацию, что кто-то из партий сделает ставку именно на них, а они согласятся.
Представим себе идеальную ситуацию и далее. Регистрируются Андрей Альшевских, Вячеслав Брозовский, Александр Бурков, Леонид Волков, Евгений Ройзман, Аркадий Чернецкий, олигарх (Пумпянский или Козицын). И в этой ситуации я не берусь предсказывать даже то, кто выйдет во второй тур. Все будет зависеть от кампании. Считаю, что любой из названных будет лучшим губернатором, чем Александр Мишарин.
Вадим Дубичев, профессор РГПУ: «Мы увидим возвращение к лучшим традициям публичной политики 1995-1999 годов» Как только будет изменена процедура выборов губернаторов (без разницы, получат ли партии право выдвигать своих кандидатов напрямую или после согласования с президентом), это сразу будет высокорискованная операция. Потому что когда ты принимаешь решение в кабинете, то с минимальной погрешностью можешь решить, кто будет губернатором. Но выборы – это всегда риск.
Думаю, что с принятием закона все основные финансово-промышленные группы, административные группы будут искать своих кандидатов на пост губернатора или смотреть, с кем кооперироваться. Это приведет к политизации региона. И не только Свердловской области, подобные процессы начнутся по всей стране.
В Свердловской области начнут перечислять кандидатов: [министра регионального развития России Виктора] Басаргина, [его заместителя Юрия] Осинцева, [гендиректора УГМК Андрея] Козицына, [сити-менеджера Екатеринбурга Александра] Якоба, [его заместителя Александра] Высокинского, [депутата Госдумы Игоря] Баринова, [президента фонда «Город без наркотиков» Евгения] Ройзмана, [депутата гордумы Екатеринбурга Леонида] Волкова, [депутата Госдумы Александра] Буркова. Политики быстро переориентируются, и мы увидим эти изменения: после отмены выборов губернаторов, когда стало ясно, что нужно прежде всего нравиться своему начальству, они вели себя соответственно.
Сейчас будет требоваться публичность, и мы увидим возвращение к ней, к лучшим традициям публичной политики 1995-1999 годов: будет и усиленная работа со СМИ (прежде всего Интернетом), появятся новые общественные движения, будут обособленные группы поддержки в социальных сетях. Но с уточнениями: предложенная Путиным процедура (а я думаю, что это позиция, согласованная с Медведевым, и реализован будет именно тот сценарий, что был озвучен на прошлой неделе) требует от кандидатов более плотной работы с партиями, с партийным аппаратом, участие в праймериз.
В определенном смысле эти решения снимут общественное напряжение: власть реагирует на запросы общества, реагирует адекватно, предлагая городским раздраженным, этим детям свободной России, новые формы участия в общественной жизни. Сегодня Медведеву удалось навязать свою повестку диалога: облегчение процедуры регистрации партий позволяет уйти от сценария разгрома существующей политической системы к варианту создания новых проектов, отражающих интересы недовольной части общества.
Возникнет главное – политическая конкуренция, необходимая для поиска лидеров, для формирования общественного договора. Его невозможно написать в кабинете и принять в качестве закона, так не бывает. Власть увидела недовольство, она обязана быть актуальной, и вот – высказаны ее предложения.
Александр Пирогов, политолог, «Пирогов и партнеры»: «Нынешние реформы – это только брешь в плотине. Скоро ее прорвет окончательно» Ситуация будет развиваться не слишком предсказуемо, и в гонку постараются включиться все – и ФПГ, и партии, и независимые игроки. Однако нужно понимать, что речь не идет о настоящих прямых выборах. Фактически людям предложат выбирать из «списка Путина». Попасть в этот список смогут не все: причин отказать найдется масса, причем даже не на этапе выдвижения, а задолго до этого – в кулуарных переговорах по будущим кандидатам. Поэтому, например, талантливый и яркий Александр Бурков вряд ли сможет попасть в этот список. Он хоть и состоит в «системной» оппозиции, потенциально – слишком непредсказуемый политик. От него можно ждать, что он, как Россель в начале 2000-х, принесет на заседание Госсовета кандалы и скажет: «Вот что вы с нами делаете!» А если ветер перемен будет усиливаться, то может возглавить и какую-нибудь региональную антикремлевскую фронду. Зачем так рисковать?
Безусловно, в составлении списка кандидатов будут участвовать и ФПГ, для которых это будет соревнованием друг с другом. Думаю, в Свердловской области могла бы появиться некая компромиссная фигура – достаточно популярная среди населения и устраивающая элиты. Не исключено, что такой фигурой станет Аркадий Чернецкий, – его может выдвинуть «Единая Россия».
Что касается независимых ярких политиков вроде Евгения Ройзмана, то их час пробьет чуть позже, когда начнется глобальное политическое потепление. Нынешние реформы – это небольшая брешь в плотине. Но пройдет совсем немного времени, и плотину прорвет окончательно. И тогда у массы талантливых людей будет возможность реализоваться.
Евгений Минченко, политолог, «Минченко консалтинг»: «Бизнес начнет вкладываться в региональные элиты» Я думаю, бизнес-группы сейчас должны проявить существенный интерес к участию в региональных и местных выборах. Именно это я рекомендую своим клиентам: сосредоточиться на участии в местной и региональной политике. Очевидно, что на федеральном уровне турбулентность будет продолжаться: сохранится нестабильность курса, нестабильность кадрового состава. У меня сегодня нет даже уверенности, что в марте Путин выиграет выборы, хотя еще полгода назад другого даже нельзя было себе представить. Шанс проигрыша невелик, но он существует. В условиях такой неопределенности и таких рисков регионы становятся самой правильной точкой вложения средств и усилий. Особенно это касается выборных должностей.
Такие вложения могут осуществляться и через поддержку региональных отделений политических партий, и через контакты с Кремлем, и – представьте! – через усилия, направленные на избирателей. Нужно активнее работать с имиджем, репутацией и продвижением тех фигур, которые будут представлять интересы бизнеса в политической сфере. Пришло время вложений в региональные органы власти и в собственную репутацию.
Ключевое отличие с выборами «до 2004 года» - отрежиссированный состав участников. Правда, по каким критериям будут отбираться кандидаты, пока неизвестно, нам по этому поводу никто ничего не сказал. Думаю, главным критерием будет отсутствие чрезмерной, экстремальной оппозиционности. Вряд ли от кандидатов будут требовать абсолютной лояльности, потому что непонятно, как кандидаты в таком случае будут завоевывать поддержку населения.
Изменилась ли политическая культура населения за то время, пока выборов не было? Трудно сказать. Но очевидно, что в большинстве регионов существенная часть жителей пришла к выводу, что схема с выбором губернаторов была более эффективна, чем их назначение. Это показывают и результаты социологических опросов. Кроме того, Кремль так и не объяснил, как отмена прямых выборов помогла в борьбе с терроризмом (а именно это называлось поводом для реформы). С изменением процедуры в Дагестане или Ингушетии не стали меньше взрывать и убивать.
Антон Баков, инвалид политических боев (наименован так по собственной просьбе – URA.Ru), кандидат на последних прямых выборах губернатора Свердловской области: «На выборах победит Бурков»
- Если Мишарин не уйдет в отставку и выборы губернатора пройдут через два года по новым правилам, то выиграет [Александр] Бурков. «Единой России» не удастся кого-то найти за это время, раскрутить – у нас не было политики и все вымерли. Но я не думаю, что победа Буркова что-то изменит: никаких реальных полномочий у губернатора нет, это мифическая величина. Не будет снято и общественное недовольство: люди протестуют против нелегитимно избранной Госдумы, Заксобрания, правил выборов президента.
Предложенная клоунада с выборами губернаторов – это только попытка отвлечь внимание. На мой взгляд, ее появление демонстрирует, как далек от народа Путин. Сценарий с предварительным отбором у президента незаконен и неконституционен и не имеет никакого отношения к борьбе с сепаратизмом. Вообще, это предложение – бред инопланетян: как будто жители страны говорят на своем языке, а их правитель – на другом.
Основная проблема, с которой столкнется общество при изменении процедуры назначения губернаторов, - отсутствие новых личностей. Что такое партии, даже финансово-промышленные группы, – это успокоившиеся люди, у каждого есть свой кусок хлеба с маслом. Нужны новые личности. А откуда они возьмутся, тем более в условиях экономической стагнации?
Александр Бурков, замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме: «Я о своем участии в выборах пока не задумывался»
- При озвученной схеме выборов с одобрением президента народ все равно не получит тех кандидатов, которые могли бы отстаивать его интересы. Да, это будут более широкие договоренности: не только Кремль, но и бизнес-элиты региона, ФПГ, имеющие в нем интересы. Игры элиты, не более того.
О своем участии в таких выборах я не задумывался.
Предлагайте других кандидатов в свердловские губернаторы в комментариях.
Подготовили Дмитрий Колезев и Михаил Вьюгин