Другие новости по теме:
{related-news}
Центризбирком готов сделать ставку на электронное голосование без применения бумажных бюллетеней. Об этом заявил глава ведомства Владимир Чуров 23 июня на совместном заседании Ассоциации "Гражданский контроль" и Координационного совета по защите избирательных прав граждан. Между тем особенности электронного голосования до сих пор нечетко прописаны в законодательстве, и поправок в обозримом будущем не планируется.
Речь идет об использовании КЭГов – комплексов электронного голосования, основанных на технологии touch-screen, с помощью которых избиратель волеизъявляется без бюллетеня, простым нажатием пальца. Сегодня КЭГи разрешено применять не более чем на 1% избирательных участков (порядка 1000 участков на выборах федерального уровня». Однако ЦИК хотел бы снять это ограничение. «Мы рассчитываем, что законодатели разрешат более чем 1% участковых комиссий оснащать КЭГами, так как это более современная техника и только она может быть финансово окупаемой, поскольку мы исключаем затраты за печатание и рассылку бюллетеней», -- заявил Владимир Чуров в ходе обсуждения электронных средств голосования.
Это заявление можно смело назвать неожиданным: до сих пор Центризбирком делал ставку на комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы) – электронные урны для автоматического подсчета, не исключающие «бумажное» голосование. Разработанная ЦИК программа ускоренной техмодернизации избирательной системы, которая была утверждена правительством 17 мая, предусматривает, что к 2015 году 62% участков должны быть оснащены именно КОИБами . Месяц назад председатель совета директоров ФЦИ (Федеральный центр информатизации) при ЦИК Геннадий Райков сообщал «МН», что летом будет проведен аукцион на право поставки КОИБов для нужд электоральной системы до конца 2013 года. И вот теперь концепция меняется.
«Программа техмодернизации есть вещь живая, она может меняться», -- заявил Владимир Чуров «МН». Он пояснил, что программа может быть подкорректирована по итогам думских выборов: «Я планирую по итогам эксплуатации 4 декабря первой массовой партии КЭГов доложить правительству о результатах. Я и большинство моих коллег сторонники того, чтобы увеличить процент участков, на которых применяются сенсорные устройства».
Изменения программы могут привести к тому, что придется переверстывать бюджет техмодернизации. В 2011 году Минфин выделил ЦИК на эти цели 1,05 млрд рублей, в следующем году должно быть выделено столько же, а в 2013-м – 3,5 млрд рублей. Общий объем финансирования до 2015 года – 12,6-15,7 млрд рублей. Однако эта цифра складывается с учетом массовых закупок не КЭГов, а КОИБов. Схема закупок электронных урн расписана в программе по годам, тогда как КЭГи закупаются в этом году партией в 900 комплектов. С учетом уже имеющихся в распоряжении ЦИКа 100 КЭГов это и есть разрешенный законом лимит, больше до конца действия программы сенсорные устройства приобретать не планировалось.
Владимир Чуров заявил «МН», что переориентация с КОИБов на КЭГи не приведет к увеличению расходов, поскольку одно устройство сенсорного голосования стоит столько же, сколько электронная урна. Однако на участках они используются не по одиночке. КОИБ, согласно технической документации, -- это две урны со сканером, которые обходятся в 110 тысяч рублей. А максимальная комплектация КЭГа составляет девять экранов для голосования (два тренажера, два переносных и пять стационарных) – стоимость такого набора достигает 523 тысяч рублей.
В Думу пока не внесено никаких законодательных инициатив, связанных с применением КЭГов. Глава ЦИК ранее заявлял, что до выборов закон уже не будут менять. Но компания «Телеком МСК», выигравшая в мае конкурс на поставку 900 КЭГов, надеется не остановиться на достигнутом. «Это только начало, надо по всей стране делать», -- сказал «МН» инженер «Телекома» Валерий Пинтелин. Владимир Чуров в свою очередь не исключает, что «договоримся о совместном производстве с Южной Кореей».
Между тем применение КЭГов вызывает массу вопросов у экспертов. Председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин согласен, что это «более эффективный и дешевый» способ голосования, но обращает внимание на необходимость общественного контроля. Проверять КЭГ можно с помощью контрольной ленты, на которой печатается своего рода мини-бюллетень, так что избиратель видит, за кого учтен его голос. «Но для контроля надо, чтобы лента публиковалась и любой потом мог пересчитать голоса и сравнить их с данными протокола, -- говорит Бузин. – А у нас этого нет, и вообще законодательство по КЭГам не доделано».
А руководитель «Совета по е-выборам» Максим Осовский считает, что будущее – за голосованием через Интернет. Он предлагает использовать для этого уже существующие плафтормы: например, портал «Госуслуги», который жестко идентифицирует пользователя. «Инфраструктура авторизации готова, надо сделать сайт и совместить его с системой ГАС «Выборы», -- предлагает Осовский в беседе с «МН». – Это будет стоить не дороже самого сайта «Госуслуг». И тогда те 40 миллионов, которые сидят в «Одноклассниках» и «Вконтакте», будут голосовать. Их не так сильно волнует приватность, «кишки» системы, они привыкли доверять Интернету». В Эстонии по аналогичной системе на последних выборах голосовало порядка 30% избирателей.