Другие новости по теме:
{related-news}
Определение ролей внутри тандема пока не привело к росту поддержки «Единой России». Если бы выборы в Госдуму состоялись в это воскресенье, единороссы с президентом Медведевым во главе списка набрали бы 53,8% голосов избирателей, свидетельствует обнародованный вчера прогноз ВЦИОМ. При этом рейтинги оппозиционных партий растут, что делает более вероятным сохранение четырехпартийной Думы и менее вероятным — сохранение партией власти конституционного большинства.
Электоральный прогноз ВЦИОМ составлен на основе соцопроса, проведенного 1–2 октября, то есть уже после съезда партии власти, на котором было принято решение о «рокировке». Учитывается предполагаемая явка — по версии ВЦИОМ, она составит порядка 56% — и оценки десяти экспертов-политологов.
«Единая Россия» в рамках электорального прогноза набирает 53,8% голосов, КПРФ — 17,1%, ЛДПР — 11,3%, «Справедливая Россия» — 7,9%. Остальные партии набирают менее 3%, из них больше всех «Яблоко» — 2,9%, однако этого недостаточно даже для формирования нанофракции из одного-двух депутатов.
Таким образом, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, нижняя палата снова была бы четырехпартийной. Причем единороссы сократили бы свое присутствие с нынешних 315 мандатов, обеспечивающих им конституционное большинство, до 269. Остальные фракции увеличились бы: коммунистическая — до 85 мест, ЛДПР — до 56, а эсеровская — до 40.
В ноябре прошлого года электоральные прогнозы ВЦИОМ показывали, что по данным на тот момент «Единая Россия» на парламентских выборах могла бы рассчитывать на 62%, в марте 2011 года — на 58,7% и на 55% — в нынешнем сентябре, до съезда партии. Валерий Федоров считает причиной такой динамики экономический кризис. «Кампания 2007 года проводилась на волне экономического подъема, а сейчас — на фоне посткризисных настроений и опасений второй волны кризиса, — сказал он. — Кроме того, обстановка на политическом поле сейчас более конкурентная».
«Сигнал о рокировке не вполне был понят избирателями, к тому же часть медведевского электората восприняла его скептически, для них Медведев во главе списка, но не кандидат в президенты — еще не повод голосовать за «Единую Россию», — комментирует президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. По его мнению, «четкого воодушевляющего сигнала избиратель не получил», а интрига с борьбой за конституционное большинство обычному избирателю не слишком понятна.
А вот президенту Центра политического обучения и консультирования Олегу Кудинову озвученные сейчас ВЦИОМ цифры кажутся даже очень значительными для нынешнего периода электоральной мобилизации. «Мы недавно провели исследование — еще только 10% знают, что вообще будут какие-то выборы, — сказал он «МН». — Элиты вошли в выборный процесс, но не страна в целом». По мнению Кудинова, решающим станет агитационный период в СМИ, который начнется в начале ноября. Также «сильным фактором» должно стать официальное выдвижение Владимира Путина кандидатом в президенты на второй части съезда «Единой России», предположительно 27 ноября. «Первый номер списка до сих пор непонятен людям», — считает Кудинов. По его мнению, «фактор Путина» позволит провести дополнительную мобилизацию избирателей под занавес кампании.
Необходимо отметить, что «чистый» соцопрос с учетом предполагаемой явки дает несколько иные результаты, однако в прогнозе ВЦИОМ они корректируются за счет поправки на оценки политологов. Так, гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов склонен несколько повысить ожидаемый результат «Единой России» до 55–57% и понизить — результат «Справедливой России» до 6,5–7,5%. По его мнению, эсеры скорее всего сформируют полноценную фракцию. «Партия преодолела организационный и кадровый кризис, у нее лучший результат «второго выбора» и один из самых низких антирейтингов», — объясняет свою точку зрения Орлов. «Чистый» прогноз без политологических поправок для эсеров выше — до 9,4%.
Между тем, по данным «МН», внутренний кризис в «Справедливой России» далеко не преодолен: в партии нарастают противоречия между двумя группами, ориентирующимися на председателя Николая Левичева и лидера фракции, экс-спикера СФ Сергея Миронова. Результатом внутрипартийной борьбы пока стало фактическое расформирование пресс-службы партии, произошедшее на этой неделе. Начальник партийного департамента по работе со СМИ Антон Орлов, являвшийся также помощником главы избирательного штаба Олега Михеева, был вынужден уволиться по собственному желанию. Официально он объясняет это желанием попробовать себя в другой сфере деятельности. Вместе с Орловым ушел один из членов его команды, еще трое сотрудников были переведены в другое подразделение, фактически контролируемое Левичевым. В итоге за шесть недель до федеральных выборов в департаменте по работе со СМИ «Справедливой России» осталось всего три человека.
«Смена команды во время избирательной кампании — вещь иррациональная», — комментирует ситуацию Михаил Виноградов. Тем не менее аналитик отмечает, что подобные прецеденты в истории российского политического пиара уже есть, и «прямого влияния на результаты партии это не окажет, так как в основном кампания сделана, сейчас большее значение имеет ситуация в регионах».
Если эсеры не преодолеют семипроцентный барьер и Дума станет трехпартийной, это может обеспечить «Единой России» конституционное большинство голосов. На допущении такого сценария строилась так называемая модель «32» (вариант: «31»), ранее обнародованная Агентством политических и экономических коммуникаций. В рамках этой модели в трехпартийной Думе две трети голосов единороссам обеспечивала бы премия, полученная за счет одной-двух партий, попавших в «вилку» 5–7% и получивших лишь поощрительные мандаты.
Но согласно обнародованному вчера докладу АПЭК, нижняя палата все же останется четырехпартийной, а основой новой политической конфигурации станет «триединая коалиция большинства». За этим термином скрывается союз «традиционных» групп, поддерживающих систему, «модернизационных» групп и умеренно протестного электората, ситуативные проблемы которого частично канализированы властью, в том числе посредством ОНФ.
Наталья Рожкова