Другие новости по теме:
{related-news}
Дмитрий Медведев на встрече с только что созданным общественным комитетом своих сторонников пообещал не распускать его после выборов. Некоторым членам комитета президент посулил места, причем как в «большом правительстве», задуманном на встрече со сторонниками в Москве 15 октября как площадка прямого диалога власти с обществом, так и в «малом» — обыкновенном, которое Медведев теоретически возглавит после президентских выборов весной будущего года, если приведет «Единую Россию» к победе на выборах в Думу 4 декабря.
Идею «большого правительства», дополняющего стандартный кабинет министров, Медведев представил в минувшую субботу во время встречи со своими сторонниками в центре Digital October. Тогда же он одобрил высказанное председателем совета директоров бизнес-группы RU-COM Михаилом Абызовым предложение создать специальный комитет, который бы занялся подготовкой программы для «большого правительства». Идею не стали откладывать в долгий ящик, и уже через три дня в Горках состоялось первое заседание этого комитета.
Состав комитета оказался довольно внушительным — около 80 человек (для сравнения, на встрече сторонников было 182 человека). Среди них чиновники администрации президента, главы регионов, предприниматели, деятели культуры и шоу-бизнеса, представители СМИ. Перед ними, как сообщил в своей приветственной речи президент, открываются заманчивые перспективы — если грядущие выборы не преподнесут неприятных сюрпризов, часть членов комитета попадет в «те или иные структуры государственного управления» (включая «малое правительство»). Сам общественный комитет, добавил Медведев, продолжит существование и после завершения избирательной кампании.
Пока же президент напомнил членам ОК цели, которые стоят перед ними и которые он надеется с их помощью достичь: переориентация экономики с сырьевой на интеллектуальную, развитие демократических институтов, борьба с бедностью и коррупцией, продолжение армейской реформы, забота о стариках, ветеранах и инвалидах. Все это «должно находиться в поле зрения не только государства, но и общества».
Именно открытость власти для общения с обществом стала лейтмотивом первого заседания комитета. В результате выяснилось, что в стране сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, благодаря современным средствам связи шанс достучаться до властей любого уровня есть у простых граждан, с другой — даже главы регионов не могут, когда надо, связаться с министрами. Медведев привел в пример историю, рассказанную ему одним из немолодых уже губернаторов. Тот в силу своего возраста мог сравнить сегодняшние российские реалии с советскими и пришел к выводу, что во времена СССР связь между чиновниками разного уровня была лучше отлажена. Поясняя свою мысль, этот губернатор рассказал, что когда он звонит «одному известному министру», тот ему никогда не перезванивает, что при советской власти было бы немыслимо.
«Я никого не хочу сейчас ругать и знаю, насколько загружены наши министры, и нынешние, и будущие будут очень загружены. Но вы знаете, это полный бардак, абсолютный бардак», — прокомментировал эту историю президент. Такая ситуация означает, что «порваны все коммуникации, даже властные коммуникации». «Вот поэтому в будущем в правительстве необходимо восстановить, точнее, создать не только коммуникации с обычными гражданами и представителями общественных организаций и союзов, но и, пардон, просто восстановить нормальное общение между различными структурами», — добавил Медведев.
Рецепт налаживания коммуникаций предложил телеведущий Сергей Минаев. Он констатировал, что хотя формально многие чиновники открыты для общения и даже имеют аккаунты в соцсетях, лично своими блогами они не занимаются. В связи с чем Минаев предложил издать специальный циркуляр, обязывающий министров раз в месяц участвовать в ток-шоу или устраивать онлайн-конференции. В этом случае у граждан появилась бы возможность задавать главам ведомств острые вопросы лично и практически напрямую.
Президента это предложение развеселило. «Министры ходят в Государственную думу, это лучше, чем любое ток-шоу. И более того, там более публичные слушания. Они приходят, выступают: кто-то удачно, кто-то менее удачно, кто-то занудно, кто-то с огоньком», — шутливо ответил он Минаеву. Идею обязать министров участвовать в ток-шоу глава государства в целом одобрил. «Я ничего плохого в этом не вижу», — сказал он.
Коллега Минаева телеведущая Тина Канделаки предложила разработать концепцию развития образования России на долгосрочную перспективу. Она обратила внимание собравшихся на то, что сегодня в России высшее образование получают 85% выпускников школ, но лишь 50% из них потом работают по специальности. Из этого, по ее словам, следует, что стране нужен план на будущее относительно того, какие специалисты ей нужны. Канделаки напомнила, что на образование бюджет тратит более 2 трлн руб., но траты эти неэффективны. В подтверждение она привела анекдот про блондинку, которая говорит: «Я печатаю 450 слов в минуту, но такая фигня получается!» Однако на президента большее впечатление произвело не содержание речи Канделаки, а ее эмоциональность. «Молодец! Выстрелила, зажгла!» — широко улыбнулся он. Что касается идеи планирования, президент усомнился, что где-то на Западе существует что-то похожее, поскольку современный мир столь быстро меняется, что спрогнозировать, какие специалисты будут нужны в ближайшем будущем, невозможно. «Я согласен, что какую-то модель мы должны иметь, но это все-таки не должен быть постраничный план, что нам делать», — считает глава государства.
Столь же непринужденно общался Медведев и со своим постпредом при Североатлантическом альянсе Дмитрием Рогозиным. «Как там НАТО?» — поинтересовался у него президент. «Разлагается, под нашим чутким руководством», — ответил Рогозин, но посоветовал не расслабляться. По словам постпреда, современный мир уважает только силу. Причем отнюдь не мягкую. Поэтому России требуется модернизация ОПК. «Наш гособоронзаказ должен быть как дикий волк, который роется в науке, современных технологиях, выискивая самых талантливых ребят и применяя современную технику, и бухгалтерский подход неприменим в вопросах безопасности страны, ведь даже министру финансов за своими плечами выгодно иметь сильную армию», — уверен Рогозин.
Президент признал, что в этой области хватает проблем. В частности, ситуация с гособоронзаказом показала, что «существует властный паралич: не могут согласовать интересы, деньги, не способны разрешать конфликты в одной системе». «Но у нас появились механизмы, появилась воля эти процессы регулировать, решать задачи развития Вооруженных сил», — успокоил собравшихся Медведев.
Артем Кобзев