Министерство юстиции в пятницу подтвердило, что разработан законопроект, который передает право регистрировать партии, движения, некоммерческие организации (НКО) и религиозные объединения Федеральной налоговой службе (ФНС). Те, кому, возможно, предстоит пройти эту процедуру в другом ведомстве, опасаются, что оно может оказаться еще строже, чем предыдущее.
Сейчас партии и общественные организации регистрируются в Минюсте, параллельно их ставят на учет в налоговую службу. Основная цель законопроекта, который предполагает передачу функции регистрации от Министерства юстиции к ФНС, состоит в том, чтобы унифицировать эту процедуру.
Поскольку объединяющим ядром для всех этих организаций является налоговая служба, то именно это ведомство, по задумке авторов законопроекта, и должно взять на себя обязанности единого регистрирующего органа. Однако это не означает, что надзорная составляющая исчезает вовсе – надзор за соблюдением законов партиями и общественными организациями предполагается возложить на органы прокуратуры.
Особенно либеральным проект Минюста выглядит для НКО и общественных объединений. Для них вводится фактически уведомительный принцип регистрации. К тому же налоговые органы обязаны внести новую организацию в «единый реестр государственной регистрации юридических лиц» не позднее чем через пять дней со дня получения необходимых документов. Сейчас на это отводится от 14 до 30 дней. Кроме того, у Минюста отбираются некоторые функции, например, по предупреждению общественных организаций о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, а также право ведомства обращаться в суд с требованием о запрете или ликвидации организации. Эти полномочия законопроект тоже передает Генеральной прокуратуре. Она также будет заниматься и проверкой того, противоречит или не противоречит устав политической партии Конституции и федеральным законам.
Говоря о законопроекте, министр юстиции РФ Александр Коновалов в пятницу заявил, что ФНС передаются не все функции по контролю над партиями и общественными организациями. При этом он подчеркнул, что ему «не жалко было бы отдать все полномочия».
Читать далее