«Бездействие - тоже действие. Я - это не только то, что я делаю, но и то, чего я не делаю. Отказ действовать зачастую равносилен немотивированному поступку, основная цель которого - доказать, что я свободен» - Джон Роберт Фаулз
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Выборы в России » Выборы 2011 » Федеральные: выборы в Государственную Думу 2011 » На прошедших выборах произошла делегитимизация российского режима - эксперт


На прошедших выборах произошла делегитимизация российского режима - эксперт
(13.12.2011)
Другие новости по теме:
{related-news}
"Я специально побывал в Москве, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией - понять и прочувствовать происходящее там. Да этого я был в столице России всего несколько месяцев назад. Дискурс сменился кардинальным образом. Этого, конечно же, госсекретарь США Хиллари Клинтон сделать была не в состоянии, чтобы об этом не говорили некоторые политики. Десятки тысяч людей, которые пришли на площадь, обсуждающие повсеместно и громогласно создавшуюся ситуацию юноши и девушки, - всех их Клинтон просто не могла подкупить", - заявил 12 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM директор Института Кавказа Александр Искандарян, комментируя последние события в Москве

Напомним, что в митинге "За Честные выборы", прошедшем 10 декабря на Болотной площади, по разным оценкам, приняли участие от 25 до 100 тыс. человек.

ИА REGNUM: Господин Искандарян, судя по вашим словам, мы не можем воспринимать события в Москве, как некую попытку внедрения сценария "арабских революций" в российскую действительность, или же следствием ближневосточной волны?

Это нельзя считать следствием арабских революций, хотя бы потому что никакого единого сценария процессов на Ближнем Востоке нет. То, что происходило в арабских странах - от интервенции в Ливии и до племенной войны в Йемене, от действительно социальной революции в Тунисе и до перехода власти в Египте от одной провластной группировки к другой - очень разные процессы. А такой вот единый сценарий, который назывался бы "арабская революция", в реальности не написан. Он существует исключительно в информационном пространстве. Кроме того, те события, которые происходят в настоящее время в России, несомненно, носят внутренний характер, поскольку причины, побудившие людей к подобным действиям, находятся не вне российского общества. Иными словами, как бы и кто бы не обуславливал все происходящее внешними влияниями, этого в данном случае нет. По большому счету, это даже неважно, поскольку людей на Болотную площадь привели внутрироссийские проблемы.

ИА REGNUM: Ваш прогноз относительно дальнейших тенденций? Это может каким-то образом отразиться на результатах прошедших выборов?

Я не думаю, что реальна отмена результатов прошедших выборов, поскольку и власть формально не намерена этого делать. На 24 декабря назначен еще один митинг, а потом начнутся новогодние праздники. Но вопрос в том, что в марте предстоят еще одни выборы, и до этого рубежа еще много времени. На самом деле, главное, что произошло в России - это делегитимизация власти, делегитимизация режима. Исчерпан тот социальный договор, согласно которому, российское общество, в целом, было готово поступиться определенными возможностями в политической сфере взамен на обещанное благосостояние. То есть, на мой взгляд, стоящие на Болотной площади не представляли политическую оппозицию, поскольку таковой просто нет в России - все поле зачищено давно. Определенные оппозиционные настроения и их носители - представители интеллигенции и другая диссидентствующая публика, конечно же, были в России и 5, и 10 лет назад. Однако такой массовости и активности не наблюдалось. А сегодня люди не готовы до такой степени уже отдавать свои политические свободы - за деньги "от трубы". При том, что все эти процессы перекинулись на средний класс, который не только на митинге, но и в повседневной жизни - в троллейбусе и метро говорит о "попранном достоинстве" и "фальсификациях". Даже если это не соответствует действительности, широкое проявление недовольства свидетельствует о снижении легитимности власти, а в таких условиях российскому режиму придется очень трудно продолжать осуществлять свою деятельность.

ИА REGNUM: Как может поступить власть в таком случае - с учетом президентских выборов?

Впереди - социальные проблемы, на решение которых у государства не хватает средств, даже при тех ценах на нефть, которые есть сейчас. Если внимательно проанализировать российский бюджет, то станет ясно, что до марта возможно кое-как продержаться, но потом необходимо будет проводить какие-то реформы, возможно - увеличение инфляции. Естественно, такая ситуация обязательно приведет к различного рода всплескам активности. Так что власть вынуждена будет кого-то сдавать. На сегодняшний день, мне не кажется, что угроза настолько велика и серьезна, чтобы Владимир Путин заявил о своем неучастии на президентских выборах. Уже было объявлено властью, что никаких кадровых решений не последует. Однако если волна усилится, то, например, вполне могут сдать председателя Центризбиркома Владимира Чурова, на чем настаивают митингующие. Есть еще какие-то губернаторы. Неважно, кого сдавать, гораздо важнее, что это придаст пришедшим на митинг другое ощущение, и ситуация вновь изменится.

ИА REGNUM: Вы утверждаете, что в России нет оппозиции, тогда как все громогласно утверждают о консолидации оппозиционных политических сил.

Тех людей, которые сегодня стоят на трибуне во время митингов, трудно назвать политической оппозицией, поскольку на площадку прорвались все, кто угодно - от поэтов и писателей вплоть до каких-то городских хулиганов. И, понятно, что в этой ситуации могут возникнуть очень разные сценарии формирования. Спектр настолько широк и разнообразен, что трудно даже единым фронтом назвать эту чрезвычайно аморфную массу, в которой на уровне идеологий все есть - от крайних либертанианцев до крайних националистов.

ИА REGNUM: Какое имя чаще всего звучит во время митингов, когда заходит разговор о возможной альтернативной кандидатуре на президентских выборах?

В том-то и дело, что никакое. В том-то и дело, что процесс, который есть, он даже еще не вполне политический. Дискурс требований сводится к тому, что нам все равно, кто будет у власти - "Единая Россия" или же КПРФ - дайте нам возможность проголосовать. Раньше это людям было неважно - "ну, вот, я живу, у меня есть свой кусок хлеба, мне чего-то там платят, и Бог с ним!". Сегодня сильно уменьшилось это самое - "Бог с ним". Аналогом сегодняшней ситуации, на мой взгляд, были 1988-89 гг., то есть люди еще не выступали за Бориса Ельцина, или же Егора Гайдара и так далее, а протестовали против режима. Не случайно же, во время митинга на Болотной площади звучала очень популярная четверть века назад запись песни Виктора Цоя "Мы хотим перемен". Каких перемен хотят "цои" времени настоящего, трудно пока определить. Одно можно сказать - если до этого дойдет, то кастинг на то, чтобы быть олицетворением этих перемен, будут проходить очень разные и очень неожиданные люди. В политической системе их пока нет - поляна зачищена. Но проблема в том, что процессы в разных регионах неоднородного и хрупкого политического пространства России могут развиваться в совершенно различных направлениях и в русле разных идеологий - от изоляционизма до, типа, "Хватит кормить Кавказ".

ИА REGNUM: Мы обсуждаем апокалипсический сценарий развала могучей державы - России?

Мне бы не хотелось давать такие кощунственные предсказания, но мы прогнозировали различные и вполне возможные варианты развития. Просто, нам необходимо осознать, то, что происходило, например, в Грузии, в Киргизии, на Украине - это были явления, которые имели внутренние причины, а не внешние. Тем более, что в случае России - огромной страны, которая просто по формату не соответствует ни Киргизии, ни Грузии, или же Абхазии и Южной Осетии, неприменимы модные выражения об инициировании этих процессов извне. Однако риски, которые возникнут в России вследствие неких "революционных" или "цветных" процессов - это более чем серьезно. И я полагаю, что не только я один это осознаю - ситуацию внимательно отслеживают все остальные ключевые игроки на мировой арене, и вряд ли кому из них нужна неуправляемая ядерная держава.

ИА REGNUM: Как отразятся на Армении российские процессы?

По большей части, они найдут широкое применение в риторике партий и политических сил. Думаю, что одним из отражений стала, например, акции протеста у здания Российского посольства в Ереване, о которой я узнал в Москве. Что же касается прямого влияния на внутреннюю политику, то, конечно же, никак не отразится. Внутренняя политика Армении, как и любой другой страны, имеет свою логику развития. В стране идет подготовка к парламентским выборам, которая продолжится до мая. А в этот период партии будут использовать все значительные и влиятельные явления и события, будь то в России, или где-то еще. Но изменить расклад в Армении это не сможет.

Беседовал Валерий Гаспарян


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 13.12.2011 Рубрики: Федеральные: выборы в Государственную Думу 2011, Общая информация о выборах 2011, ПолитРефлексия
Источник: Место публикации:
Адрес: Тип публикации: Новость

Лента новостей


ЖЖивая политика



"Выбор Народа" в социальных сетях: