Политика - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам. - Шарль де Голь
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Выборы в России » Выборы 2012 » Фильтрованная демократия


Фильтрованная демократия
(16.12.2011)
Другие новости по теме:
{related-news}
Владимир Путин впервые оказался в ситуации, когда ему надо реально бороться за голоса избирателей, причем, прежде всего, тех, кто властью недоволен. Однако, выступая в четверг в прямом эфире целых четыре с половиной часа, кандидат в президенты дал понять, что если он и готов на уступки недовольным гражданам, то только на те, которые выберет сам.


Главное отличие нынешней "прямой линии" Путина от девяти предыдущих, как показалось на первый же взгляд, это та тональность, в которой премьер старался отвечать на острые, неудобные и, подчас, откровенно неприятные для него вопросы. А таких, на этот раз, оказалось в избытке. Что же, наконец, и для них настало время. Вообще, вся эта прямая линия была одним гигантским посланием к Болотной площади, феномен которой определяет повестку дня для всех (кроме одного человека, речь о котором в самом последнем предложении).


Было видно, что Путин отчетливо понимает: он выступает сейчас не как национальный лидер и глава ядерной державы, а как кандидат в президенты, пусть даже и самый главный. Время новых "мюнхенских речей" пока не настало. Поэтому Путин, говоря на центральную тему, – о его реакции на многотысячные митинги гражданского протеста, прокатившиеся по всей стране, тщательно избегал резких слов и оценок, понимая, что жесткое непринятие требований общества только усилит протест.


Не очень похоже, что ему удалось решить эту задачу. Через какое-то время самоконтроль явно ослаб, и Путин начал говорить об обманутых избирателях в своей прежней "псевдобрутальной" манере. Тут в ход пошли "схемы Госдепа", "контрацептивны на одежде", "бараны" и, наконец, даже что-то на тему, "если отпустить вожжи, то начнется разгул терроризма и все эти несогласные не на митинги пойдут, а под пули".


Конечно, все ждали, как Путин будет реагировать на публичное оглашение неприятного известия, что в стране, оказывается, есть большое число недовольных (и это после 11 лет стабильности!). А также на личные выпады в свой адрес, количество и острота которых никак не могли пройти незамеченными.


На все это Путин старался отвечать шутками и улыбкой, будь то вопросы о том, кому свистели в "Олимпийском" или зачем люди пишут нецензурные послания на избирательных бюллетенях. Вот характерная сценка. "Хочу сказать вам "соленую правду", — говорит один из "лидеров общественного мнения", которых пригласил в телестудию канал "Россия". "Соленую? Это с пивом хорошо!", — тут же реагирует кандидат в президенты.


Что, люди вышли на площадь? Прекрасно, я рад видеть энергичные молодые лица, и если их появление это итог "путинского режима", то я очень доволен, — отвечает Путин.


Тут в руки организаторов следующих митингов так и просится лозунг: "Выйди на площадь, порадуй Путина!".


Впрочем, поделившись любовно отшлифованной заготовкой про то, как ему приятно видеть лица протестующей молодежи, Путин не удержался, чтобы не съязвить насчет студентов, которым на Болотной, якобы, раздавали денежки. "Ничего страшного, пусть ребята подзаработают", — так шутит премьер.


Шутки шутками, но вот вопрос – готовы ли люди, которые соберутся 24 декабря на новые митинги, улыбнуться Путину в ответ? Ведь положительного ответа на свои требования, озвученные на Болотной, они не услышали.


Вы считаете, что ваши голоса украли? Нет, выборы прошли честно, а недовольные есть всегда. Так было и так будет. Ничего страшного не происходит, а если есть факты нарушений – идите с ними в суд.


Вы требуете отставки одиозных министров? Эти бессмысленные мечтания, Путину "не нужна кадровая чехарда".


Вы кричите "Хватит кормить Кавказ"? Путин и так знает, что к Кадырову "много, там, претензий". Но при этом уверен, что "коррупционная составляющая в Чечне минимальна". Поэтому будет и дальше финансировать "федеральные программы по развитию юга России".


Вы свистите в "Олимпийском"? Никакого свиста Путин не слышит.


Вы жалуетесь, что Минюст не регистрирует оппозиционные партии? "Многопартийная система находится в стадии становления". Путин отвечает, что те партии, которые пользуются реальной поддержкой, уже зарегистрированы. Дай здесь свободу, это тут же выльется в национализм и сепаратизм.


Вы хотите увольнения "набивающих карманы" губернаторов? Что же, подумаем. Но, извините, без вас — "кадровый фильтр" и впредь будет в руках президента. Здесь Путин почти открытым текстом заявил, что, по его глубокому убеждению, народ не способен выбирать себе губернаторов, потому что к власти тогда обязательно придут бандиты и террористы.


Жаль, правда, никто так и не спросил Путина, какой фильтр гарантирует нас от этой угрозы на президентских выборах.


Да, целиком и безоговорочно отвергнуть все "требования толпы" Путин уже не может. Не то время, слишком силен и очевиден запрос на перемены.


Как же премьер готов этот запрос удовлетворять?


Первое. Установкой веб-камер на всех 97 тысячах избирательных участках, чтобы 4 марта "выбить почву из-под ног" у тех, кто кричит о фальсификациях. Но ЦИК (еще эфир даже не успел закончиться) тут же объявил, что "мощностей на это не хватает".


Второе. Очередным изменением порядка избрания глав регионов. Их кандидатуры, по предложению Путина, смогут выдвигать все партии, а не только "Единая Россия". Затем президент будет пропускать их через этот свой "фильтр" (то есть, показывать пальцем, кто достоин, а кто нет) и уже только потом, за отсортированных таким образом кандидатов смогут голосовать избиратели. При этом даже уже выбранный народом глава региона все равно будет жить и работать под дамокловым мечом президентского указа об отставке "по недоверию".


Вряд ли такая "фильтрованная демократия" обрадует кого-то, кроме политтехнологов, которым вернут бюджеты региональных "выборов".


Третье. Путин осторожно, с массой оговорок, согласился "подумать" над тем, чтобы в России появились еще какие-нибудь партии, кроме семи нынешних.


Согласно картине мира в голове премьера, партии сейчас получают равный доступ к СМИ. Поэтому, в противовес регистрации "мелких партий", Путин предлагает сделать этот доступ "пропорциональным тем результатам, которые партии показали на выборах". Думается, КПРФ, к примеру, в данном случае будет двумя руками за идею Путина — если этой партии действительно каждый день будут давать по 20% эфира в новостях.


Получается, что Владимир Путин отказывается от переговоров по той повестке дня, которую предлагает улица (в самом широком смысле этого понятия). Он готов только на те шаги, которые выберет сам.


Что касается той части слов Путина, которые были адресованы его традиционному электорату, то здесь все было по-старому. "Обеспечим рост благосостояния", "увеличим пенсии", "поднимем заработную плату", "поднимем денежное довольствие" – речь премьера перенасыщена такими обещаниями. Похоже, Путин искренне убежден, что деньги – основной способ решения всех проблем. Именно поэтому он искренне недоумевает, чего еще не хватает тем, кто выходит на площадь.


Напоследок еще один примечательный момент. За четыре с половиной часа Путин умудрился практически ни разу не произнести имя Дмитрия Медведева. При этом он много и охотно говорил про Михаила Прохорова, Михаила Касьянова, Алексея Кудрина, борца Федора Емельяненко и даже про его соперника Джеффри Монсона.


Действующего же президента словно и нет уже вовсе.


Евгений Евдокимов


ТЕГИ:  
все теги

Дата: 16.12.2011 Рубрики: Выборы 2012, Выборы Президента РФ, ПолитРефлексия
Источник: Место публикации:
Адрес: Тип публикации: Новость

Лента новостей


ЖЖивая политика



"Выбор Народа" в социальных сетях: